Генеральный план Алтарского сельского поселения ← Генеральные планы

Комплексная оценка территории поселения

Схема границ, функциональных зон, инженерно-транспортной инфраструктуры и ограничений

Схема границ планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения

План реализации генерального плана

ООО «КЕН»

Генеральный план
муниципального образования «Алтарское сельское поселение»
Ромодановского района
Республики Мордовия

ПРОЕКТ
ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА

Положения о территориальном
планировании

Том 1

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР Доломанова А.В.

г. Казань,
2009 г.

Генеральный план
муниципального образования «Алтарское сельское поселение»
Ромодановского района
Республики Мордовия

Генеральный план муниципального образования «Алтарское сельское поселение» разработан в соответствии с Муниципальным контрактом № 1-09-ОК от 7 июня 2009 г. между Администрацией Алтарского сельского поселения (Заказчик) и ООО «КЕН».
Генеральный план муниципального образования «Алтарское сельское поселение» разработали специалисты ООО «КЕН»:

ГАП Доломанов А.С.
ГИП Доломанов А.С.
Гл. спец. Чибирев А.В.
Архитектор Мельников А.С.
Архитектор Докукина Н.С.

Структура и состав проектных материалов.
№№ частей №№ разделов Наименование Комплектация по томам
Проект генерального плана.
Часть 1 Положения о территориальном планировании. Том 1
Раздел 1 Цели и задачи территориального планирования.
Раздел 2 Мероприятия по территориальному планированию.

Материалы по обоснованию проекта генерального плана.
Часть 1 Описание обоснований проекта генерального плана. Том 2
Раздел 1 Анализ состояния территории, проблем и направлений ее комплексного развития.
Раздел 2 Обоснование вариантов решения задач территориального планирования.
Раздел 3 Этапы реализации предложений по территориальному планированию, перечень мероприятий по территориальному планированию.
Раздел 4 Защита территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Графические материалы:

М1:25000

Комплексная оценка территории поселения.

Схема границ, функциональных зон, инженерно-транспортной инфраструктуры и ограничений.

Схема границ планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения.

План реализации генерального плана.

Часть 1.
Положения о территориальном планировании

Оглавление:

№№ страниц

Введение……………………………………………………………………….5

Раздел 1. Цели и задачи территориального планирования…………………6

1.1. Цели территориального планирования………………………………………..6

1.2. Задачи территориального планирования……………………………………..6

Раздел 2. Мероприятия по территориальному планированию …………..10

Введение

Генеральный план МО «Алтарское сельское поселение» относится к градостроительной документации муниципального уровня и разработан согласно «Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации», утверждённой приказом Госстроя России от 29 октября 2002 года № 150 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 февраля 2003 года, регистрационный номер № 4207.
При разработке данной градостроительной документации руководствовались также Градостроительным кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Федеральными градостроительными нормами и правилами, нормативно-техническими документами в области градостроительства, государственными стандартами, Федеральными специальными нормативами и правилами, градостроительными нормативами и правилами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а так же на основании исходных данных представленных Заказчиком.
Генеральный план сельского поселения разработан на расчётный срок до 2025 года, с выделением первой очереди до 2015 года. Ряд проектных предложений может быть реализован за пределами расчётного срока (в отдалённой перспективе).
Генеральный план МО «Алтарское сельское поселение» разработан авторским коллективом ООО «КЕН» под руководством генерального директора Доломановой А. В.

Раздел 1. Цели и задачи территориального планирования

1.1. Цели территориального планирования

Территориальное планирование направлено на определение функционального назначения территорий Алтарского сельского поселения исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях:
 обеспечения устойчивого развития поселения;
 формирования благоприятной среды жизнедеятельности;
 сохранения объектов исторического и культурного наследия, уникальных природных объектов для настоящего и будущих поколений;
 развития и модернизации инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

1.2 Задачи территориального планирования

1.2.1 Задачи пространственного развития
Первой и основной задачей пространственного развития территории поселения является создание благоприятной среды жизнедеятельности человека и условий для устойчивого развития на перспективу путем достижения баланса экономических и экологических интересов.
Эта задача включает в себя ряд направлений, к основным из которых относятся следующие:
 обеспечение экологически устойчивого развития территории путем создания условий для сохранения уникального природно-ресурсного потенциала территории, выполнение территорией средоохранных, экологовоспроизводящих функций;
 увеличение инвестиционной привлекательности Алтарского сельского поселения для создания новых рабочих мест, повышение уровня жизни населения;
 усовершенствование внешних транспортных связей, как основы укрепления экономической сферы;
 создание условий для разнообразных видов туризма.

1.2.2. Задачи по развитию и размещению объектов капитального строительства

1.2.2.1 Социальная инфраструктура
Организация предоставления общедоступного бесплатного начального, среднего и дошкольного образования населения за счет реконструкции действующих и строительства новых объектов образования.
Организация предоставления медицинской помощи в больничных и амбулаторно-поликлинических учреждениях за счет строительства объектов здравоохранения, а также организация скорой медицинской помощи посредством размещения выдвижных пунктов скорой медицинской помощи при объектах здравоохранения.
Обеспечение населения муниципального района услугами культурного воспитания, организации досуга путем реконструкции действующих и строительства новых объектов.
Обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта на территории муниципального района непосредственно строительством объектов физической культуры и спорта.

1.2.2.2. Транспортная инфраструктура
Обеспечение качественного транспортного обслуживания населения путем совершенствования транспортных связей, реализуемых по следующим направлениям:
- создание новых и модернизация существующих базовых объектов транспортной инфраструктуры;
- реализация внешних транспортных связей путем интеграции в федеральные транспортные сети;
- повышение качества внутренних транспортных связей за счет совершенствования всего транспортного каркаса и отдельных его элементов.

1.2.2.3. Инженерная инфраструктура
Предоставление качественных услуг по электро- и газоснабжению поселений за счет модернизации существующих объектов инженерной инфраструктуры, а также развития систем инженерных коммуникаций.

1.2.3. Задачи по улучшению экологической обстановки и охране окружающей среды
Обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности настоящего и будущих поколений жителей Алтарского сельского поселения, снижение негативного антропогенного воздействия на окружающую среду, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, сохранение биосферы, переход к устойчивому развитию.
Охрана от загрязнения, истощения, деградации и других негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности основных компонентов природной среды:
 атмосферного воздуха;
 поверхностных и подземных вод;
 земель, недр, почв;
 лесов, растительности и животного мира.

1.2.4. Задачи по защите территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Организация и осуществления мероприятий по защите, снижению риска возникновения и сокращение тяжести последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

1.2.5. Задачи по нормативно-правовому обеспечению реализации генерального плана
Основными задачами по нормативно-правовому обеспечению реализации генерального плана сельского поселения:
 утверждение генерального плана сельского поселения;
 введение системы мониторинга реализации генерального плана сельского поселения;
 создание и ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности района.

РАЗДЕЛ 2. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ

2.1. Развитие и размещение объектов социального обслуживания населения районного значения

2.1.1 Образование
в с. Алтары
 детский сад на 50 мест.

2.1.2. Здравоохранение
в с. Алтары
 ФАП на 20 посещений в смену.

2.1.3. Связь и информатизация
Проектом предлагается развитие сферы услуг, предоставляемых операторами связи.
Развитие телефонной сети общего доступа планируется реализовать на однотипном оборудовании в виде современных автоматических телефонных станций и организацией межстанционной связи с использованием волоконно-оптических линий, с возможностью предоставление услуг высокоскоростного Интернет по технологии ADSL в населенных пунктах района.
 строительство межстанционной волоконно-оптической линии связи «Ромоданово – Анненково – Алтары – Белозерье – Пятина» протяженностью 10,3 км.

ООО «КЕН»

Генеральный план
муниципального образования «Алтарское сельское поселение»
Ромодановского района
Республики Мордовия

МАТЕРИАЛЫ
ПО ОБОСНОВАНИЮ ПРОЕКТА
ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА

Описание обоснований
проекта генерального плана

Том 2

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР Доломанова А.В.

г. Казань,
2009 г.

Генеральный план
муниципального образования «Алтарское сельское поселение»
Ромодановского района
Республики Мордовия

Генеральный план муниципального образования «Алтарское сельское поселение» разработан в соответствии с муниципальным контрактом № 1-09-ОК от 7 июня 2009 г. между администрацией Алтарского сельского поселения (Заказчик) и ООО «КЕН».
Генеральный план муниципального образования «Алтарское сельское поселение» разработали специалисты ООО «КЕН»:

ГАП Доломанов А.С.
ГИП Доломанов А.С.
Гл. Спец. Чибирев А.В.
Архитектор Мельников А.С.
Архитектор Докукина Н.С.

Структура и состав проектных материалов
№№ частей №№ разделов Наименование Комплектация по томам
Проект генерального плана
Часть 1 Положения о территориальном планировании. Том 1
Раздел 1 Цели и задачи территориального планирования.
Раздел 2 Мероприятия по территориальному планированию.

Материалы по обоснованию проекта генерального плана.
Часть 2 Описание обоснований проекта генерального плана. Том 2
Раздел 1 Анализ состояния территории, проблем и направлений ее комплексного развития.
Раздел 2 Обоснование вариантов решения задач территориального планирования.
Раздел 3 Этапы реализации предложений по территориальному планированию, перечень мероприятий по территориальному планированию.
Раздел 4 Защита территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Графические материалы:

М1:25000

Часть 2 Комплексная оценка территории поселения.

Схема границ, функциональных зон, инженерно-транспортной инфраструктуры и ограничений.

Схема границ планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения.

План реализации генерального плана.

Оглавление
№№ страниц
Вводная часть
1. Введение…………………………………………………………………………………7
2. Общие сведения о поселении…….…..……… ……………………………………8

Раздел 1. Анализ состояния территории, проблем и направлений ее комплексного развития………………………………………………………..9

1.1. Природные условия и ресурсы………………………………………………………….9
1.1.1. Климат….………………………………………………………………………..….9
1.1.2. Рельеф……………………………………………………………………………….10
1.1.3. Геологическое строение……………………………….……………………….10
1.1.4. Гидрография и гидрология ………………………………. .…………………11
1.1.5. Инженерно геологические условия……………………. ……….……………12
1.1.6. Гидрогеологические условия………………. .……………….. ………………12
1.1.7. Почвы………………………..…………………………..…………………………13
1.1.8. Растительность и животный мир ………………………………..……….14
1.1.9. Минеральные ресурсы…………………………………………………….……..14
1.1.10. Экологическое состояние..… ……………………………………….….….15
1.1.11. Особо охраняемые природные территории…………………………..…16
1.1.12. Земельные ресурсы……………………………………………………………17

1.2. Историко-культурный потенциал…………………………………………………..17

1.3. Анализ современного состояния и потенциал развития
отраслей хозяйства……………………………………………………………18
1.3.1. Отраслевая специализация……………………..…..……………………….18
1.3.2. Транспорт……………………………………………….……………………….19
1.3.3. Структура обслуживания.….………… …………..…………………………19

1.4. Население, трудовые ресурсы……………………………………..…….19
1.4.1. Численность населения, демографический состав………………………19
1.4.2. Трудовые ресурсы и структура занятости………………………….…….22

1.5. Анализ и оценка современного использования территории.………23

Раздел 2. Обоснование вариантов решения задач территориального планирования и предложений по территориальному планированию……………………………………………………………………24

2.1. Планировочная организация территории……………………………..24
2.1.1. Планировочная структура и функциональное зонирование территории………………………………………………………………………….……24
2.1.2. Система расселения……………………………………………..…..……….…24
2.1.3. Архитектурно-планировочная организация поселения……..… ………25
2.1.4.Функциональное зонирование территории ………………………………28

2.2. Социальная инфраструктура и система обслуживания……………..28
2.2.1. Жилой фонд………………………………………………………………………28
2.2.2. Структура обслуживания………………………..………………………….28

2.3. Транспортная инфраструктура …………………………………………29
2.3.1. Автомобильный транспорт ……………………………………….………..29
2.3.2. Железнодорожный транспорт……………………… …………………….30
2.3.3. Воздушный транспорт………………………………………..………………..30

2.4. Инженерная инфраструктура……………………………………………30
2.4.1. Газоснабжение……………………… ………………………………………….30
2.4.2. Электроснабжение…. .………………………… …………….….…………..31
2.4.3. Связь и информация………… .. .…………..……………………….……..….32

2.5. Зоны с особыми условиями использования территории………….33

Раздел 3. Этапы реализации предложений по территориальному планированию, перечень мероприятий по территориальному планированию…………………………………………………………………..41

3.1. Этапы реализации предложений по территориальному планированию………………………………………………………….…..…..41

3.2. Перечень мероприятий по территориальному планированию…………………………………………………………………41

Раздел 4. Защита территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ….………………………….…..……………………46

Основные технико-экономические показатели генерального плана Алтарского сельского поселения…………………………………….………50

Вводная часть

1. Введение
Генеральный план МО «Алтарское сельское поселение» относится к градостроительной документации муниципального уровня и разработан согласно «Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации», утверждённой приказом Госстроя России от 29 октября 2002 года № 150 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 февраля 2003 года, регистрационный номер № 4207.
При разработке данной градостроительной документации руководствовались также Градостроительным кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Федеральными градостроительными нормами и правилами, нормативно-техническими документами в области градостроительства, государственными стандартами, Федеральными специальными нормативами и правилами, градостроительными нормативами и правилами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а так же на основании исходных данных представленных Заказчиком.
Генеральный план сельского поселения разработан на расчётный срок до 2025 года, с выделением первой очереди до 2015 года. Ряд проектных предложений может быть реализован за пределами расчётного срока (в отдалённой перспективе).
Генеральный план МО «Алтарское сельское поселение» разработан авторским коллективом ООО «КЕН» под руководством генерального директора Доломановой А. В.

2. Общие сведения о поселении
Муниципальное образование Алтарское сельское поселение входит в состав Ромодановского района, расположено в его ¬¬¬¬¬¬южной части и граничит:
На севере, северо-востоке и востоке с рабочим поселком Ромоданово; на западе с Анненковским сельским поселением; на юге с Лямбирским районом; на востоке с Березниковским сельским поселением; на юго-востоке с Белозерьевским сельским поселением.
Площадь территории Алтарского сельского поселения составляет 2634 га.
В состав муниципального образования Алтарское сельское поселение входит один населенный пункт с. Алтары.

Раздел 1. Анализ состояния территории, проблем и направлений ее комплексного развития

1.1. Природные условия и ресурсы

1.1.1. Климат
Климат поселения умеренно-континентальный со сравнительно жарким летом и холодной зимой. Средняя температура в январе минус 11,70С, в апреле плюс 4,50С, в июле плюс 19,80С, в октябре плюс 4,20С.
Продолжительность безморозного периода 138 дней. Весенние заморозки заканчиваются обычно во второй декаде мая. Вегетационный период (средняя температура более плюс 50) наступает в четвертой пятидневке апреля и продолжается до третьей пятидневки сентября, то есть составляет примерно от 175 до 179 дней.
Среднесуточные температуры выше 100С наступают от 30 апреля до 2 мая, заканчиваются от 20 до 25 сентября. Сумма положительных температур выше 100 составляет от 2280 до 23900С, а с температурой выше 150С – от 1700 до17800С.
Устойчивый снежный покров ложится во второй декаде ноября, достигая максимальной высоты во второй декаде марта. Средняя высота снежного покрова достигает 30 см с глубиной промерзания почвы от 80 до 110 см. Снеготаяние начинается примерно в третьей декаде марта и заканчивается в первой декаде апреля. Устойчивый переход среднесуточных температур через 00С к весне наблюдается также в первой декаде апреля.
Территория поселения относится в зоне неустойчивого увлажнения. Годы с достаточным и даже обильным увлажнением нередко чередуются с засушливыми периодами.
По многолетним данным в поселении выпадает в среднем от 430 до 470мм осадков в год, в том числе в вегетационный период (апрель-октябрь) – от 300 до 310 мм.
В весенне-летний период суховеи и засушливые явления наблюдаются почти ежегодно. Господствующими ветрами являются юго-западные направления. Дней с суховеями бывает около 10, продолжительностью от 2 до 3 дней.
В целом климат поселения благоприятен для возделывания основных сельскохозяйственных культур.

1.1.2. Рельеф
Территория района представляет собой приподнятое с резко выраженным эрозионным рельефом плато, имеющее общее понижение с запада на восток и с востока на запад к реке Инсар, протекающей с юга на север и делящей весь район на две части.
Холмистый рельеф района способствует образованию большого количества оврагов и интенсивному стоку дождевых и талых вод. Абсолютные отметки поверхности изменяются от 108 м в центральной части территории до 236м в западной, на границе с. Лямбирским районом и до 264м в восточной части, южнее с. Курмачкасы.
Территория Алтарского поселения является частью данного района.

1.1.3. Геологическое строение
В геологическом строении муниципального образования Ромодановский муниципальный район и Алтарское поселение (далее также – район, муниципальный район, Ромодановский район) принимают участие каменноугольные, юрские, меловые и четвертичные отложения. Каменноугольные отложения распространены регионально. Залегают они под мощными толщами вышележащих пород и на дневной поверхности не обнажаются. В литологическом отношении каменноугольная толща в основном представлена твердокаменными карбонатными породами, известняками, доломитизированными известняками и доломитами.

1.1.4. Гидрография и гидрология
Гидрографическая сеть района развита и представлена р. Инсар и ее притоками – р. Большая Атьма и р. Аморда.
Гидрологический режим рек района характеризуется наличием высокого весеннего половодья, низкой летне-осенней меженью, нарушаемой в дождливые годы двумя-тремя паводками, и устойчивой зимней меженью. Весенний подъем уровня начинается еще в период ледостава в третьей декаде марта – начале апреля. Спад сравнительно медленный. Заканчивается половодье в середине мая – начале июня. Его продолжительность составляет в среднем полтора – два месяца, в отдельные годы больше.
Ледовые явления начинаются с образованием заберегов и наступают в среднем в первой половине ноября. Замерзание рек происходит в конце ноября – первой декаде декабря. Устойчивый ледяной покров держится от 4 до 5 месяцев. Толщина льда достигает 85 см, а в суровые зимы – 115 см.
Река Инсар протекает с юга на север. В пределах района длина реки около 38 км. Долина реки Инсар хорошо разработана. В ее строении принимают участие отчетливо выраженные поймы и первая надпойменная терраса. В целом строение долины ассиметричное – правый берег крутой, левый – пологий. Береговые склоны изрезаны оврагами. Ширина русла реки колеблется в пределах от 10 до 25 м. Глубина от 0,5 м на перепадах до 1,5 м.
Начало весеннего ледохода на р. Инсар с середины апреля, начало ледостава со второй половины ноября. Разница уровней воды весеннего с меженными перепадами в среднем составляет 1,8 м.
Питание реки Инсар происходит за счет верхнеюрских, реже подкоренных отложений, которые, в свою очередь, питаются за счет инфильтрации атмосферных осадков.
Река Аморда – один из крупных правобережных притоков р. Инсар, берет начало за пределами района, а в своей средней и нижней части протекает по всей территории района.
Река Большая Атьма – левобережный приток реки Инсар, начало свое берет также за пределами района.

1.1.5. Инженерно геологические условия
Исходя из геологического строения, территория района сложена до глубины 10 м, четвертичными и меловыми отложениями. Наиболее развиты из этих пород отложения суглинистые и глинистые, в меньшей степени песчаные и супесчаные грунты.
Эллювиально-делювиальные суглинки и супеси распространены наиболее широко. Глины являются коренными породами и обнажаются на крутых склонах.

1.1.6. Гидрогеологические условия
На территории района имеется ряд водоносных горизонтов, из которых основное значение для водоснабжения имеет каменноугольный.
В элювиально-делювиальных образованиях заключены грунтовые воды и верховоды.
В элювиальных отложениях имеются более или менее постоянные водоносные горизонты, тесно связанные с режимом рек.
В ледниковых отложениях водоносные горизонты приурочены к флювиогляциальным пескам. Распространение этих горизонтов ограничивается областью развития песков, залегающих в виде линзообразных тел среди глинистых песков.
В меловых и юрских отложениях водоносные горизонты почти не изучены. По имеющимся данным все они маломощные и малодебитные. Наиболее близко залегающие из них к дневной поверхности связаны с водами четвертичных отложений. Последние также не образуют изолированных водоносных горизонтов и выделяются условно.
Каменноугольный водоносный горизонт приурочен трещиноватым карбонатным породам соответствующего возраста. Горизонт вскрыт артезианскими скважинами и широко эксплуатируется.

1.1.7. Почвы
Преобладающими почвами на территории района являются черноземы – 75 % площади; пашни и серые лесные почвы – 10,6%. Кроме указанных почв имеют распространение темно-серые лесные почвы, слоистые и зернистые почвы поймы реки и др. почвенные разности.
Чернозем, выщелоченный среднемощный, является самой распространенной почвой. Эти черноземы содержат большое количество перегноя. Так, в пахотном слое перегноя содержится до 7%. Содержание легкорастворимой фосфорной кислоты незначительное, в пределах от 4 до 6кг, подвижного калия 7-10 мг.
Черноземы, выщелоченные среднемощные, по своим агропроизводственным признакам отличаются сравнительно высоким естественным плодородием и хорошими агрофизическими свойствами. Оподзоленные черноземы по естественному плодородию беднее выщелоченных черноземов. Однако, они обладают достаточными запасами азота и фосфора, а при наличии в них хорошей структуры и связанных с ней благоприятных физических свойств, можно предполагать, что они в достаточной степени удовлетворяют растения в пище.
Темно-серые лесные оподзоленные почвы распространены в восточной части района.
Таким образом, на территории района распространены почвы, позволяющие при соответствующей агротехнике получать высокие урожаи сельскохозяйственных культур.
1.1.8. Растительность и животный мир
По ботанико-географическому районированию Ромодановский район расположен в лесостепной зоне, где в почвообразовательном процессе основную роль играет травянистая и лесная растительность.
Леса занимают всего лишь 4,5 % от всей территории района. Леса разбросаны небольшими площадями по территории района. Преобладающими породами в лесах являются: дуб, береза, осина.
Пойменные долины рек района по травянистой растительности неоднородны. Высокие сухие места поймы заняты разнотравно-бобовыми группировками. Более пониженные участки, с близким залеганием грунтовых вод, занимают мятлики, клевер луговой, лютик и др. Осоковые и им подобные занимают самые низкие места.
Суходольные сенокосы и выгоны, расположенные по оврагам и прилегающим участкам, заняты разнотравьем семейств – злаковых, зонтичных, бобовых, сложноцветных (пырей, костер безостый, тысячелистник, белый и красный клевер, мышиный горошек и др.)

1.1.9. Минеральные ресурсы
Месторождения и проявления полезных ископаемых (песчано-гравийных материалов, строительного песка, горючих сланцев и др.) связаны с приповерхностным залеганием и выходами на поверхность пород каменноугольной, меловой, палеогеновой, неогеновой и четвертичной систем. Среди них выделяются следующие продуктивные горизонты: гжельский, аптский, альбский, сантонский, сызранский, миоцен-плиоценовый и плейстоцен голоценовый на строительный камень, песчано-гравийные смеси и строительные пески.
В соответствии с особенностями геологического строения на территории района выделены месторождения песчано-гравийной смеси.
В настоящее время на территории района ведется добыча строительных песков на Ивановском месторождении (3012 тыс.м3).
В Алтарском поселении полезных ископаемых нет.

1.1.10. Экологическое состояние
Современное экологическое состояние территории определяется воздействием локальных источников загрязнения на компоненты природной среды, а также трансграничным переносом загрязняющих веществ воздушным и водным путем. На фоне высокой ранимости и длительности восстановления естественных природных комплексов, при организации хозяйственной деятельности проблемы экологии приобретают первостепенное значение.
Атмосферный воздух
Приоритетным фактором состояния среды по степени влияния на здоровье человека является загрязнение атмосферного воздуха.
Так как основным видом деятельности района является сельское хозяйство с развитой перерабатывающей промышленностью, то загрязнение атмосферного воздуха связано, большей частью, именно с этой отраслью.
Загрязняющими веществами атмосферного воздуха на территории района являются: взвешенные вещества, диоксид азота, оксид углерода, формальдегид, оксид серы, углеводороды, сажа.
Основными источниками вредных выбросов в атмосферу являются объекты теплоснабжения, энергетики, транспортной инфраструктуры, производственные объекты. Огромный вклад в загрязнение атмосферного воздуха Ромодановского района вносят автомобили.

Поверхностные и подземные воды
Наиболее опасным техногенным процессом на территории является загрязнение поверхностных и подземных вод.
Водоснабжение района базируется на подземных водах. Основные проблемы водопользования населения связаны с антропогенным загрязнением водоисточников, недостаточной санитарной надежностью систем хозяйственно-питьевого водоснабжения. Водой с содержанием фтора, превышающим норматив, пользуется 70% населения. В Ромодановском районе ощущается дефицит качественной питьевой воды. Около 50% сельского населения продолжают использовать в питьевых целях воду из шахтных колодцев. По санитарно-химическим показателям 35,2% исследованных проб воды колодцев не отвечают нормам – в них обнаружено высокое содержание азота аммонийного, нитритов, нитратов, фосфатов, солей железа.
Почвы
Одним из самых неблагоприятных факторов, влияющих на качество почв района, является эрозия почв.
Гигиеническое и санитарное состояние почвы неудовлетворительное, что определяется продолжающимся загрязнением почвы за счет техногенных выбросов и бесконтрольного поступления токсических промышленных, сельскохозяйственных и бытовых отходов.
Лабораторные исследования почвы свидетельствуют о значительном загрязнении ее по санитарно-химическим, микробиологическим и гельминтологическим показателям. Наличие в пойменных почвах солей тяжелых металлов в концентрации выше фоновых величин указывает на тенденцию накопления токсичных элементов в пахотном горизонте почвы и, как следствие, отражается на качестве сельхозпродукции.

1.1.11. Особо охраняемые природные территории
На территории Алтарского сельского поселения в настоящее время нет особо охраняемых природных территорий.

1.1.12. Земельные ресурсы
Алтарское поселение занимает территорию 2634 га. Земли сельскохозяйственного назначения составляют 82%, земли населенных пунктов 7,9%.
Оценка сельскохозяйственных ресурсов
Таблица 1.1.12.1. Распределение земельного фонда поселения по категориям.
№№
пп
Категория земель Общая
площадь, га Структура,
%
1 Земли сельскохозяйственного назначения,
в том числе:
- сельхозугодия
- земли лесного фонда
- древесно-кустарниковые насаждения
- пруды и водоемы
- дороги
- прочие
Земли населенных пунктов
ИТОГО:

2158
213
20
19
6
10
208
2634

82
8,1
0,8
0,7
0,2
0,4
7,9
100

1.2. Историко-культурный потенциал
Объекты культурного наследия на территории поселения представлены памятником истории. Охранные зоны для объектов культурного наследия не установлены.

Таблица 1.2.1.1. Список объектов культурного наследия Алтарского сельского поселения.
1 Памятники истории Мечеть с. Алтары
1.3. Анализ современного состояния и потенциал развития отраслей хозяйства

1.3.1. Отраслевая специализация
Ромодановский район, согласно интегральной оценке уровня социально-экономического развития районов Республики Мордовия, приведенной в республиканской целевой программе «Совершенствование и развитие дорожной сети Республики Мордовия на период до 2015 года», занимает 9 место из 23 возможных (на первом месте г. Саранск). Район классифицирован как среднеразвитая аграрно-промышленная территория. Основой экономики является агропромышленный комплекс и вытекающие из него обрабатывающие производства сельскохозяйственной продукции (производство пищевых продуктов, включая напитки).

Таблица 1.3.1.1. Показатели экономической активности поселений района на начало 2008 г.
№ п/п Наименование
поселения Численность занятого в экономике населения, в том числе за пределами поселения Количество хозяйствующих субъектов на территории района, ед. Количество предприятий торговли, ед. Среднемесячная заработная плата, рублей (отчет за январь июнь
2008 г.) Объем инвестиций в основной капитал, тыс. руб.
всего, тыс. чел. % от экономически активного населения
1 Алтарское сельское поселение 0,21 31 2 2 6630 -

В Алтарском поселении ЛПХ занимают 112,64 га.
ЛПХ выращивают пшеницу, ячмень, подсолнечник, сахарную свеклу, картофель, морковь, чеснок, лук.
Общая посевная площадь сельскохозяйственных культур – 1999 га.
Сельхозпредприятия поселения: ОАО «АПО Элеком»
Скот, находящийся в собственности населения: КРС-156 голов; птица-2000 голов.
1.3.2. Транспорт
Основные транспортные связи осуществляются по автомобильным дорогам личным и общественным автотранспортом. Исходя из прогнозов по увеличению личного транспорта и транспорта, обслуживающего туристов, предлагается, что количество занятых в отрасли, обслуживающей автотранспорт, увеличится. Воздушный транспорт отсутствует.

1.3.3. Структура обслуживания
В Алтарском поселении существует сеть учреждений культурно-бытового и коммунального обслуживания.

Таблица 1.3.3.1. Обеспеченность сетью учреждений культурно-бытового и коммунального обслуживания.
№№ Наименование учреждения Количество
1 Школа 1
2 ФАП 1
3 Магазины 2
4 Спортивные сооружения 1
5 Дом культуры 1
6 Библиотека 1

1.4. Население, трудовые ресурсы

1.4.1. Численность населения, демографический состав
Демографический прогноз – важнейшая составляющая градостроительного проектирования, на основе которой определяются проектные параметры отраслевого хозяйственного комплекса, комплекса общественных услуг, жилищного строительства, регионального рынка труда.
Настоящим проектом при определении прогнозной численности населения Алтарского поселения учитываются положения Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2025 года, где в качестве основных приоритетов региональной демографической политики выделены – повышение рождаемости и укрепление семьи, снижение смертности и рост продолжительности жизни, оптимизация миграционных процессов.
Проект принимает за основу определения перспективной численности населения неизбежность правительственных, административных и прочих мероприятий, направленных на повышение рождаемости и общее улучшение демографической обстановки.
К комплексным мерам, направленным на повышение рождаемости, общее улучшение демографической обстановки в соответствии с положениями Концепции демографического развития РФ относятся следующие меры:
 поощрение более высокой рождаемости через экономические, социальные и пропагандистские воздействия;
 всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности;
 улучшение репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи;
 осуществление адаптационных мер в условиях сокращения и старения населения, а именно принятие мер по созданию условий для продления трудовой деятельности и благополучной жизни пожилых людей, что является важной частью демографической политики, ибо сохранение населения – одна из форм демографического роста;
 регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения Российской Федерации;
 повышение эффективности использования миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава интересам социально-экономического развития Российской Федерации.

Таблица 1.4.1.1. Прогнозная численность населения Алтарского поселения.
№№
ПП Наименование населённых пунктов Численность населённых пунктов за последние годы (чел.) Прогноз по внутрихозяйственному расселению (чел.)
Расчётные периоды
2007 2008 2009 I II
1. С. Алтары 1045 1034 1018 1021 1049

Таблица 1.4.1.2. Прогнозируемый возрастной состав по Алтарскому поселению:
№№
ПП Наименование возрастной группы Современное положение
% Вероятный сценарий Оптимист.
сценарий Инерцион.
сценарий
I II I II I II
1 Младше трудоспособного
возраста (0-16) 19,6 19,6 20,1 20,1 20,6 19,6 19,1
2 Старше трудоспособного возраста 17,8 17,8 16,8 16,8 15,8 17,8 18,8
3 Трудоспособный возраст 62,6 62,6 63,1 63,1 63,6 62,6 62,1

Инерционный сценарий – численность населения сокращается из-за отсутствия естественного прироста, высокой смертности и старение населения.
Оптимистический сценарий – стабилизируется численность населения, происходит естественный прирост, т.е. повышение показателя рождаемости над смертностью.
Вероятностный сценарий – компромиссный, сочетающий в себе оба предыдущих варианта. Главное, что характеризует этот период – структурная перестройка экономики

Проблемы:
 Необходимость обеспечения занятости сельского населения.
 Недостаточность занятости населения в сфере услуг и малом бизнесе.

1.4.2. Трудовые ресурсы и структура занятости (вероятный сценарий)
Таблица 1.4.2.1. Структура занятости населения.
№№
пп Структура градообразующей
базы Численность градообразующих кадров по поселению

сущ. I II
1 Сельскохозяйственное производство 24 74 118
2 Промышленность 56 56 58
3 Строительство 0 0 0
4 Внепроизводственная сфера
(торговля, образование, медицина и прочее) 60 60 62
5 Безработные 90 40 0
ИТОГО: 230 231 237

Перераспределение трудовых ресурсов происходит между производством товаров и сферой услуг и развитие структурных характеристик занятости населения, как в традиционной деятельности (здравоохранение, торговля) так и новых (туризм, финансы, кредитование и страхование, предпринимательская деятельность, малый и средний бизнес).

1.5. Анализ и оценка современного использования территории
Выполнен системный планировочный анализ территории Алтарского поселения по следующим факторам:
 Современному градостроительному состоянию территории.
 Оценки сельскохозяйственных земель.
 Лесохозяйственной деятельностью и лесоустройством.
 Анализу состояния особо охраняемых территорий.
 Инженерно-строительным условиям.
 Условиям водообеспеченности.
 Агроклиматическим условиям.
 Экологической оценке.
 Планировочным условиям, включающим оценку по транспортной обеспеченности.
На схеме комплексной оценки территории схема границ территорий, земель и ограничений графически выявлены все эти факторы. Все дополнительные факторы, влияющие на предложения по размещению площадей под разные виды хозяйственной и иной деятельности, даны в разделах пояснительной записки в главах: «Природные условия и ресурсы», «Историко-культурный потенциал» и др.

Раздел 2. Обоснование вариантов решения задач территориального планирования и предложений по территориальному планированию

2.1. Планировочная организация территории

2.1.1 Планировочная структура и функциональное зонирование
территории

Планировочная структура
На архитектурно-планировочное решение при разработке генерального плана Алтарское поселение основное влияние оказали: сложившаяся застройка, внешние транспортные связи, рельеф местности, природное окружение станицы.
В основу организации поселения положены принципы создания наилучших условий для труда, быта и отдыха населения, отвечающие санитарно-гигиеническим, техническим и эстетическим требованиям; целесообразного размещения зон по функциональному назначению и архитектурной выразительности в композиции поселения; максимального сохранения исторически сложившейся структуры поселения.
Генплан Алтарского поселения является первичным планировочным документом.

2.1.2. Система расселения
Система расселения осуществляется в соответствии с проектными решениями «Схемы территориального планирования муниципального образования Ромодановского района».

Алтарское поселение состоит из 1- го населённого пункта: с. Алтары
На 2009 год общая численность населения 1018 человек.
Проектом предлагается:
 Не вносить существенных изменений в сложившуюся систему расселения.

2.1.3.Архитектурно-планировочная организация поселения
В основу архитектурно-планировочной организации Алтарского поселения были положены следующие принципы:
1. Взаимосвязанное расположение всех архитектурно-планировочных элементов в единую рационально-организованную государственную структуру.
2. Функциональное зонирование территории поселения в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
3. Организация санитарно-защитных зон, соблюдение природоохранных, и санитарно-гигиенических требований.
4. Целесообразная транспортная схема, обеспечивающая удобную и скоростную связь между зонами.
5. Максимальное сохранение исторически сложившейся застройки.
6. Полное освоение резервов в границах населённых пунктов.

2.1.4. Функциональное зонирование территории
Основной составляющей документов территориального планирования (в данном случае проекта генерального плана Алтарского поселения) является функциональное зонирование с определением видов градостроительного использования установленных зон, параметров планируемого развития и ограничений на их использование.
Основными целями функционального зонирования, утверждаемого в данном генеральном плане, являются:
 установление назначений и видов использования территории населенного пункта;
 подготовка основы для разработки нормативного правового акта – правил землепользования и застройки, включающих градостроительное зонирование и установление градостроительных регламентов для территориальных зон;
 выявление территориальных ресурсов и оптимальной инвестиционно- строительной стратегии развития населенного пункта.

Основаниями для проведения функционального зонирования являются:
 комплексный градостроительный анализ территории и оценка системы планировочных условий, в т.ч. ограничений по развитию территории;
 экономические предпосылки развития населенного пункта;
 проектная, планировочная организация территории поселения.

Функциональное зонирование Алтарского поселения:
 поддерживает планировочную структуру, максимально отвечающую нуждам экономического развития населенного пункта и охраны окружающей среды;
 предусматривает значительное территориальное развитие рекреационной и жилой зоны;
 направлено на создание условий для развития инженерной и транспортной инфраструктуры, способной принять расчетную численность прирастающего и мигрирующего населения;
 устанавливает функциональные зоны и входящие в них функциональные подзоны с определением границ и особенностей функционального назначения каждой из них;
 содержит характеристику планируемого развития функциональных зон и подзон с определением функционального использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории указанных зон.
Функциональное зонирование территории Алтарского поселения предусматривает упорядочение существующего зонирования в целях эффективного развития каждой зоны.
Введено понятие смешанных зон. Предусмотрено изменение функций отдельных зон, в основном, производственных и природоохранных.
К уже определенным функциональным зонам поселения добавятся территории многофункционального назначения, где предлагается размещать объекты общественного, жилого назначения, гостиницы, офисы, объекты автосервиса и другие, в зависимости от их местоположения и востребованности.
Проектом предусматривается зонирование территории поселения на следующие виды функциональных зон:
 жилая;
 общественно-деловая;
 производственная;
 рекреационная;
 специального назначения;
 сельскохозяйственного использования;
 инженерной и транспортной инфраструктур;
 охранные зоны.
С помощью функционального зонирования территории практически каждому из основных планировочных элементов станицы в природном пространстве и структуре поселения отведено свое закономерное место и обеспечена возможность дальнейшего развития.

2.2. Социальная инфраструктура и система обслуживания
2.2.1. Жилой фонд
Согласно данным администрации Алтарского сельского поселения существующий жилищный фонд составляет 27971,81 м2 общей площади квартир. В том числе:
в часной собственности -______ м кв
Обеспеченность населения общей площадью -______ м кв./чел.

2.2.2. Структура обслуживания
Таблица 2.2.2.1. Обеспеченность учреждениями культурно-бытового обслуживания.
Наименование Всего имеется На 1000 жителей % обеспеченности
по норме фактически
1 2 3 4 5
1.Общеобразовательные школы, учащихся 1
2. Детские дошкольные учреждения, мест нет
3. ФАП 1
4. Клубы, мест 1
5. Магазины 2
6. Библиотека 1

2.3. Транспортная инфраструктура

2.3.1. Автомобильный транспорт
Таблица 2.3.1.1. Протяженность основных транспортных коммуникаций на территории района.
Всего по Ромодановскому району республики Мордовии (автомобильные дороги и автозимники), км в том числе, км
автомобильные дороги с капитальным типом покрытия автомобильные дороги с переходным типом покрытия автомобильные дороги с низшим типом покрытия железные дороги
202,8 150 - 52,8 41,1

По территории поселения проходят дороги местного значения.

Таблица 2.3.1.2. Расстояния между населенными пунктами района (по автомобильным дорогам с капитальным и переходным типом покрытия), км.

Наименование населенного пункта Ромоданово Алтары Алтары Вырыпаево Константиновка Кочуново Курилово Курмачкасы Липки Мал. Березники Ромодановский Махоркосовхоз Пушкино Пятина Салма Старая Михайловка Трофимовщина Уришка
Алтары - 2,8 20 12,9 12,3 14,5 32,2 22,2 9,8 24,3 19,6 15,2 20,9 22,0 23,3 20,9

Таблица 2.3.1.3. Обеспеченность населенных пунктов района транспортными коммуникациями.
Наименование населенного пункта Виды транспорта
автомобильный железнодорожный
Алтары + +
2.3.2. Железнодорожный транспорт
Через территорию Алтарского сельского поселения проходит железнодорожная линия.

2.3.3. Воздушный транспорт
На сегодняшний день на территории Алтарского поселения объекты воздушного транспорта отсутствуют.

2.4. Инженерная инфраструктура
2.4.1. Газоснабжение
Ромодановский район характеризуется достаточно высоким уровнем развития системы газоснабжения. Уровень газификации природным газом составляет 81,01%, общий уровень газификации – 97,13%.
Система газоснабжения Ромодановского района представлена газопроводом-отводом от магистрального газопровода высокого давления с распределением на две газораспределительные станции (ГРС).
ГРС расположены в р.п. Ромоданово и п. Садовский.
От ГРС запитываются газопроводы высокого давления 1-й и 2-й категории (1,2 МПа и 0,6 МПа).
Из 51 населенного пункта Ромодановского района почти все газифицированы.
Газификация населенных пунктов муниципальных образований с низкой плотностью населения, удаленных от распределительных газопроводов, является экономически не целесообразной.
Анализируя, существующие состояние системы газоснабжения Ромодановского района выявлено наличие следующих проблем:
 существующая система закольцована не полностью, что уменьшает надежность газоснабжения потребителей и усложняет проведение ремонтных работ.
Прогноз газопотребления жилищно-коммунальной сферой муниципальных образований Ромодановского на расчетный срок
Таблица 2.4.1.1. Прогноз газопотребления на расчетный срок.
№ Наименование НП Численность населения на расчетный срок, чел. Расход газа на ГВС и пищеприготовление,
м3/год Расход газа на отопление,
м3/год Суммарный расход газа,
м3/год
1 Алтарское с/п 1021 325500 1119938 1445438

2.4.2. Электроснабжение
Система электроснабжения района и входящих в его состав населенных пунктов подключена к электрическим сетям «Мордовэнерго» по линии 110 кВ:
ПС «Саранск» – ПС «Елховка» – ПС «Ромоданово» – ПС «Лада» – ПС «Ичалки»;
ПС «Саранск» – ПС «Пятина» – ПС «Сырятино».
На территории Ромодановского района находятся понижающие станции:
 ПС «Ромоданово» 110/35/10 кВ;
 ПС «Лада» 110/10 кВ;
 ПС «Пятина» 110/10 кВ;
 ПС «Уришка» 35/10 кВ;
 ПС «Аненково» 35/10 кВ.
На территории района расположена тепловая электроцентраль (ТЭЦ-4), переданная в эксплуатацию ОАО «Ромодановсахар».
Общая длина высоковольтных линий (ВЛ) составляет:
 220 кВ – 9 км;
 110 кВ – 40,8 км;
 35 кВ – 37,2 км.
От ТП электрический ток поступает к потребителям по распределительным сетям 0,4 кВ.
Анализ существующего состояния системы электроснабжения выявил наличие следующих проблем:
 необходимость реализации проектов реконструкции и технического перевооружения объектов коммунальной энергетики;
 необходимость усиления межселенных связей региона;
 моральный и физический износ оборудования.

Таблица 2.4.2.1. Прогноз электропотребления жилищно-коммунальной сферой муниципальных образований Ромодановского района на 2025 г.
№ п/п Наименование поселения / населенного пункта Р2009 г. Р2025 г.
Числен-ность, чел. Годовое потребление электроэнергии, млн. кВт*ч. Числен-ность, чел. Годовое потребление электроэнергии, млн. кВт*ч.
I Алтарское с/п 1018 0,45 1085 0,57

2.4.3. Связь и информатизация
В настоящее время Алтарское поселение телефонизировано.
На территории района осуществляется телевизионное вещание.
Связь является составной частью хозяйственной и социальной инфраструктуры района. Она обеспечивает потребности органов государственной власти и управления, безопасности и правопорядка, хозяйственных субъектов и физических лиц в услугах почтовой связи, телефонной и передаче данных.
Связь между центральной автоматической телефонной станцией р.п. Ромоданово и АТС сельских поселений осуществляется по воздушным и кабельным линиям связи.
По территории района проходит магистральный оптико-волоконный кабель, в который включена опорно-транзитная станция «Элком», расположенная в р.п. Ромоданово, по технологии SDH уровня STM-1.
С помощью имеющегося оборудования, есть возможность организовывать качественное предоставление услуг телефонной связи, предоставление высокоскоростного доступа в сеть Интернет, пользование другими интеллектуальными услугами.

2.5. Зоны с особыми условиями использования территории
Целью политики органов местного самоуправления Ромодановского района в области охраны окружающей среды и природных ресурсов должно стать улучшение качества окружающей среды и рационального использования природных ресурсов для устойчивого развития территории, обеспечения безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Основными средствами направленными на охрану окружающей среды и поддержание благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки при разработке градостроительной документации является установление проектных границ зон с особыми условиями использования территории, определение мест размещения объектов капитального строительства природоохранного назначения.
Наличие тех или иных зон с особыми условиями использования определяет систему градостроительных ограничений территории.
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ на территории района проектом определены следующие виды зон с особыми условиями использования:
 санитарно-защитные зоны предприятий, сооружений и иных объектов;
 санитарно-защитные и охранные зоны объектов транспортной и инженерной инфраструктуры;
 водоохранные зоны.

Охрана окружающей среды
Для обеспечения устойчивого и безопасного градостроительного развития района необходимо решение целого ряда проблем в сфере экологии:
 в целях практической реализации перехода к устойчивому развитию необходимо проведение крупномасштабного экологического обследования территории района с целью определения параметров хозяйственной емкости экосистем;
 отдать приоритет развитию и ужесточению экологического контроля за деятельностью производств, а также проведению государственной экологической экспертизы, с целью недопущения дальнейшего роста техногенных нагрузок на окружающую среду;
 особое внимание следует уделять размещению новых производств, особенно в экологически перегруженных зонах; запрещать местным органам власти осуществлять регистрацию предприятий без заключения государственной экологической экспертизы;
 переход от сплошных рубок к преимущественному использованию более экологических постепенных рубок («скандинавская» технология), на основе передовых технологий развитие деревообрабатывающих производств, создание целлюлозно-бумажных и лесохимических предприятий, обеспечивающих более глубокую переработку древесины и полное использование лесных ресурсов;
 совершенствование правовой нормативной базы рационального использования природных ресурсов и охраны природы, включая определение фиксированного процента отчислений от прибыли и капиталовложений предприятий на выполнение природоохранных и природовосстановительных мероприятий, а также определение порядка ускоренной амортизации основных производственных фондов природоохранного назначения;
 реализация мероприятий по устранению ущербов нанесенных окружающей природной среде в результате допущенных ранее ошибок при размещении, строительстве и эксплуатации промышленных предприятий и объектов, а также снижение техногенных нагрузок на окружающую природную среду до уровней соответствующих хозяйственной емкости региональных экосистем;
Одним из самых эффективных средств оптимизации природопользования являются штрафы. Размеры штрафов должны быть такими, чтобы они сделали невыгодным нарушение норм природопользования. Выплата штрафов не должна освобождать виновных от обязанностей по ликвидации последствий допущенных ими нарушений. Помимо штрафных санкций за сверхнормативное загрязнение почв, вод и атмосферного воздуха, необходимо внедрить повышенные платы и штрафы за все виды ущерба: затопление и подтопление территорий, прилегающих к дорогам и другим водоподпорным сооружениям, механическое разрушение растительности и почв, лесные пожары, браконьерство. Особого отношения и специальной политики в определении ущерба заслуживают особоохраняемые территории и территории вокруг них.

Охрана атмосферного воздуха от загрязнений
Для улучшения экологического состояния атмосферного воздуха предусматривается:
 Проведение полной инвентаризации стационарных и передвижных источников загрязнения воздушного бассейна, создание единого информационного банка данных этих источников;
 внедрение новых (более совершенных и безопасных) технологических процессов, исключающих выделение в атмосферу вредных веществ;
 выявление и рекультивация существующих переполненных и не удовлетворяющих санитарно-экологическим нормам свалок твердых бытовых отходов, разработка проектов и строительство новых полигонов ТБО удовлетворяющих экологическим и санитарно–гигиеническим требованиям; ликвидация всех несанкционированных свалок;
 организация системы контроля за выбросами автотранспорта;
 оснащение предприятий пыле- и газоулавливающим оборудованием и совершенствование технологии производства;
 отвод основных транспортных потоков от мест массовой жилой застройки за счет модернизации и реконструкции транспортной сети населенных пунктов;
 создание зеленых защитных полос вдоль автомобильных дорог и озеленение улиц и санитарно-защитных зон;
 совершенствование и развитие сетей автомобильных дорог области (доведение технического уровня существующих федеральных и территориальных дорог в соответствии с ростом интенсивности движения, реконструкция наиболее загруженных участков дорог на подходах к крупным населенным пунктам);
 комплексное нормирование вредных выбросов в атмосферу и достижение установленных нормативов ПДВ (ВСВ);
 разработка проектов установления санитарно-защитных зон для источников загрязнения атмосферного воздуха.
Охрана и рациональное использование водных ресурсов
Для улучшения экологического состояния водных объектов и их водоохранных зон предусматривается:
 Ликвидация объектов, нарушающих режим водоохранных зон;
 разработка эффективных мер по предупреждению аварийных ситуаций на промышленных предприятиях, залповых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты и устранению их последствий;
 выявление предприятий, осуществляющих самовольное пользование водными объектами и применение по отношению к ним штрафных санкций, в соответствии с природоохранным законодательством;
 очистка территории водоохранных зон от несанкционированных свалок бытового и строительного мусора, навоза, мазута, отходов производства.

Охрана и рациональное использование почв
В сфере охраны почв одной из неотложных задач является осуществление системы мер, направленных на защиту почвенного покрова. Для предотвращения эрозионных процессов рекомендуется комплекс следующих противоэрозионных мероприятий:
 Агротехнические система обработки почв;
 лесомелиоративные, направленные на сохранение древесной растительности, имеющей полезащитное или водорегулирующее значение.
В целях сохранения и повышения плодородия почв в процессе эксплуатации их необходимо проведение следующих основных мероприятий:
 Обработка почв на высоком агротехническом уровне;
 введение севооборотов с научно-обоснованным чередованием сельскохозяйственных культур;
 организация агротехнической службы для постоянного контроля за качественным изменением почвенного покрова и принятие соответствующих мер по его охране;
 внесение минеральных удобрений в строгом соответствии с потребностями почв в отдельных химических компонентах;
 предотвращение загрязнения земель неочищенными сточными водами, ядохимикатами, производственными и прочими технологическими отходами.
Во избежание загрязнения природной среды химическими соединениями минеральных удобрений и пестицидов (ядохимикатов) предусматривается:
 Хранение их только в специальных складах, оборудованных в соответствии с санитарными требованиями;
 размещение базовых складов ядохимикатов в пунктах проек¬тируемых кустовых агрохимцентров;
 ограничение применения ядохимикатов в сельском и лесном хозяйствах для борьбы с сорняками, уничтожения грызунов и вредителей растительности, где вместо них могут эффективно использоваться агротехнические, биологические и другие методы.
Для обеспечения охраны и рационального использования почвы необходимо предусмотреть комплекс мероприятий по ее рекультивации. Рекультивации подлежат земли, нарушенные и (или) загрязненные при:
 Разработке месторождений полезных ископаемых;
 прокладке трубопроводов различного назначения;
 складирование и захоронение промышленных, бытовых и пр. отходов, ядохимикатов;
 ликвидации последствий загрязнения земель.
Порядок выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, а также приемку и передачу рекультивированных земель, необходимо осуществлять в соответствии с требованиями приказа Минприроды РФ и Роскомзема от 22 декабря 1995 года № 525/67 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».

Отходы производства и потребления. Санитарная очистка территории
Особое внимание необходимо уделить санитарной очистке территории, так как проблема утилизации отходов наиболее остро стоит в районе, являясь одной из самых приоритетных в решении задач по охране окружающей среды.
В целом по району многие санкционированные свалки не имеют элементарного благоустройства: территория их не огорожена и не всегда определена, нет гидроизоляции основания, отходы размещаются беспорядочно, уплотнение и пересыпка отсутствует. Как следствие, учет и контроль на таких свалках не ведется. Не налажен контроль поступающих отходов, в результате совместно размещаются твердо-бытовые, строительные и промышленные отходы разных классов опасности (вплоть до высокотоксичных, медицинских, просроченных ядохимикатов и других опасных отходов). Не соблюдается технология захоронения отходов, не проводится мониторинг состояния окружающей среды.
Многие предприятия обезвреживают промотходы способами, противоречащими санитарным нормам вывозят на свалки ТБО, сжигают не в специализированных установках и без очистки образующихся при этом выбросов.
Особого внимания требует проблема утилизации токсичных и экологически опасных отходов. Состав отходов разнообразен: отходы нефтепродуктов, строительный мусор, металлолом, отходы деревопереработки, ртутьсодержащие отходы (люминесцентные лампы, ртутные приборы, их бой), автошины, аккумуляторные батареи, нефтепродукты, масла, растворители, лакокрасочные материалы, металлические порошки, химические реактивы и др.
Утилизация и переработка отработанных автошин по-прежнему остается актуальной для региона. На территории многих предприятий происходит их накопление на собственных отведенных площадках.
Учет размещаемых на объектах захоронения отходов либо не ведется, либо ведется по объему, вывозимому спецавтотранспортом и может рассматриваться как оценочный.

Таблица 2.5.1.1.Расположение объектов специального назначения в Ромодановском районе.
№ п/п Местоположение Полигоны ТБО (единиц/га) Скотомогильники с биологическими камерами
(единиц) Скотомогильник недействующий (единиц) Кладбище (единиц) Ямы Беккера
(единиц)
16 с.п. Алтарское - - 1 1 -

Раздел 3. Этапы реализации предложений по территориальному планированию, перечень мероприятий по территориальному планированию

3.1. Этапы реализации предложений по территориальному планированию
Генеральный план разработан в качестве градостроительного документа, обосновывающий социально – экономическую модель развития поселения на расчётный период:
I период – до 2015 года (включительно);
II период – до 2025 года (включительно).

3.2. Перечень мероприятий по территориальному планированию

3.2.1. Планировочная организация территории
Развитие населённых пунктов поселения направлено на улучшение планировочной структуры и благоустройства территории.
Проектом предлагается рассмотреть вопрос организации въездов в населённые пункты. Для этого необходимо планировочное и объектно-пространственное решение населённых пунктов, а также их благоустройство.

3.2.2. Развитие основных отраслей хозяйства
Развитие сельского хозяйства придаст стимулирующий эффект развитию всего поселения.
В земельном фонде и растениеводстве:
 улучшение существующих сельхозугодий, восстановление их почвенного плодородия в результате применения научно-обоснованной системы земледелия;
 внедрение ресурсосберегающих, экологически чистых технологий производства;
 внедрение севооборотов;
 биологизация земледелия;
 развитие семеноводства;
 проведение мелиоративных работ.
2. Обеспечение круглогодичной занятости населения.
3. Государственная поддержка:
 льготное кредитование и налогообложение;
 страхование отрасли;
 интеграция и кооперация;
 организация пунктов сбора, заготовки, переработки сельхозпродукции у всех товаропроизводителей.

3.2.3. Трудовые ресурсы. Структура занятости
Согласно вероятному сценарию развития доля трудоспособного населения к 2015 году будет составлять 231 человек (возрастет на 0,3%) .

Таблица 3.2.3.1. Структура занятости:
№№ п.п. Отрасли Исходный год 1 этап
1 Сельское хозяйство 24 74
2 Промышленность 56 56
3 Строительство 0 0
4 Внепроизводственная сфера: торговля, образование, медицина, обслуживание и т.д. 60 60
5 Безработные 90 40
ИТОГО: 230 231
3.2.4. Население. Система расселения
Численность населения Алтарского поселения к 2015 году составит 1021 человек. И по населённым пунктам распределится таким образом:

Таблица 3.2.4.1. Численность населения
№№ п.п. Наименование населённых пунктов Численность населения
существующая Расчётный период
I этап
1 с. Алтары 1018 1021
Итого

Проектом предлагается:
Не вносить существенных изменений в сложившуюся систему расселения.

Жилищный фонд
Укрупнённый расчёт потребности в строительстве жилья в целом по Алтарскому поселению:

Таблица 3.2.4.2.Потребность в строительстве жилья
№№ п.п. Наименование Единица измерения Жилой фонд
2009 I этап
1 Алтарское м² общ. площ. 27971,81 28055,0

3.2.5. Социальная инфраструктура и система культурно-бытового обслуживания
Объем необходимых объектов капитального строительства социальной сферы был установлен на конец расчетного срока (до 2025 года) в соответствии с «Региональными нормативами градостроительного проектирования Республики Мордовия». В проектных предложениях схемы территориального планирования были учтены положения действующих в районе Программ.

Объекты образования
В соответствии с проведенным анализом потребности в детских дошкольных и общеобразовательных учреждениях, а так же с учетом Программы «Развитие строительного комплекса Республики Мордовия на 2007 2011 гг.» проектом предусмотрены следующие мероприятия:
в с. Алтары
 детский сад на 50 мест;
Здравоохранение
в с. Алтары
 ФАП на 20 посещений в смену;
Санитарная очистка территории
 Разработка муниципального правового акта об обращении с отходами в населенных пунктах и на территории района;
 максимальное использование селективного сбора ТБО с целью получения вторичных ресурсов и сокращения объема обезвреживаемых отходов;
 организация региональной кооперации производств по использованию вторичных ресурсов на основе селективного сбора отходов;
 ликвидация несанкционированных свалок, с последующим проведением рекультивации территории, расчистка захламленных участков территории;
 проведение рекультивации и санации мест размещения ТБО несоответствующих природоохранным требованиям, территорий существующих скотомогильников;
 строительство новых полигонов ТБО в соответствии с природоохранными нормами и правилами: устройство противофильтрационного экрана на полигоне, планировка уклона основания для сбора фильтрата, организация системы перехвата и отвода атмосферных осадков с прилегающих земельных участков и т.д.;
 оптимальная эксплуатация полигонов ТБО с учетом последующей рекультивации территорий;
 устройство на полигонах ТБО участков для утилизации промышленных отходов 3 – 4 класса опасности;
 строительство скотомогильников оборудованных биологическими камерами;
 организация планово-поквартальной системы санитарной очистки населенных пунктов;
 сбор, транспортировка и удаление ТБО на полигоны;
 организация уборки территорий населенных пунктов от мусора, смета, снега; организация уборки территорий вдоль транспортных магистралей района.

Раздел 4. Защита территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Перечень факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
К основным факторам риска возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Алтарского поселения следует отнести:
 техногенные – аварии на транспорте
 природные – агрометеорологические, метеорологические, гидрологические и геологические опасности;
 Биолого-социальные – вредители и заболевания сельскохозяйственных растений, инфекционные и социально обусловленные заболевания населения, природноочаговые инфекционные заболевания животных и людей.
Чрезвычайные ситуации природного характера
На территории Алтарского поселения наблюдаются следующие экзогенные геологические процессы: карстовые провалы, оползни, обвалы, повышение уровня грунтовых вод. Наибольшую опасность представляют оползни и эрозионные процессы. В случае нарастания активности этих процессов, под угрозой окажется значительная часть западных районов республики. Суффозионно карстовые процессы весьма опасны и трудно предсказуемы, тем более их недостаточная изученность на территории района усугубляет эту опасность. Их развитие негативно проявляется как на уже застроенных территориях, так и при строительстве новых транспортных и других линейных коммуникаций.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Анализ многолетних данных позволяет выделить и спрогнозировать основные опасности территории региона:
 сохраняется вероятность возникновения ЧС на потенциально опасных объектах техносферы;
 значительные ущербы и людские потери наносят пожары на объектах экономики объектах социально культурного и бытового назначения, в жилом секторе;
 остается высокая аварийность на транспортных системах (трубопроводы, железные дороги, ДТП и др.);
 не снижаются аварии и чрезвычайные происшествия на объектах жизнеобеспечения населения.
К доминирующим на территории поселения техногенным ЧС с убыванием ранга относятся: дорожно транспортные происшествия с гибелью людей; пожары на объектах экономики, транспорта, социально бытового и культурного назначения, жилом секторе с гибелью людей; утечка АХОВ; аварии на магистральных газопроводах.
Основными причинами возникновения дорожно транспортных происшествий в районе являются:
 нарушение правил дорожного движения;
 неровное покрытие с дефектами, отсутствие горизонтальной разметки и ограждений на опасных участках;
 недостаточное освещение дорог;
 качество покрытий – низкое сцепление, особенно зимой и др. факторы.

Мероприятия по предотвращению и снижению последствий ЧС техногенного характера.
Для предотвращения чрезвычайных ситуаций на автотранспорте необходимо проведение следующего комплекса мероприятий:
 улучшение качества зимнего содержания дорог, особенно на дорогах с уклонами, перед мостами, на участках с пересечением оврагов и на участках пересечения с магистральными трубопроводами, в период гололеда;
 устройство ограждений, разметка, установка дорожных знаков, улучшение освещения на автодорогах;
 работа служб ГИБДД на дорогах за соблюдением скорости движения, особенно участках, пересекающих овраги;
 комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации возможных экологических загрязнений при эксплуатации мостов и дорог (водоотвод с проезжей части, борьба с зимней скользкостью на мостах без применения хлоридов и песка, укрепление обочин на подходах к мостам, закрепление откосов насыпи, озеленение дорог).
 укрепление обочин, откосов насыпей, устройство водоотводов и других инженерных мероприятий для предотвращения размывов на предмостных участках;
 регулярная проверка состояния постоянных автомобильных мостов через реки и овраги;
 очистка дорог в зимнее время от снежных валов, сужающих проезжую часть и ограничивающих видимость.

Мероприятия по предотвращению и снижению последствий ЧС природного характера
В районе необходимо проводить мероприятия по защите населенных пунктов, расположенных в пожарных зонах вблизи лесных массивов:
 создание на предприятиях, в лесах и лесничествах пунктов сосредоточения противопожарного оборудования и инвентаря;
 содержание в безопасном состоянии полос отводов магистральных трубопроводов, железных и автомобильных дорог, вдоль которых расположены лесные массивы;
 осуществление контроля за посещением лесов и пребыванием в них граждан с целью отдыха, охоты, рыбной ловли;
 проведение противопожарного обустройства лесов, устройств подъездов к естественным водоемам для забора воды в местах массового отдыха населения;
 осуществление государственного пожарного надзора за соблюдением гражданами требований и правил пожарной безопасности в лесах.
Для предотвращения развития чрезвычайных ситуаций природного характера необходимо проведение мероприятий по берегоукреплению опасных участков, отсыпке территорий подверженных затоплению паводковыми водами, при необходимости вынос из зоны возможного затопления зданий и сооружений, а также проведение специальных инженерно технических мероприятий на участках возможного образования карстовых провалов, оползней.

Основные технико-экономические показатели генерального плана сельского поселения

Таблица 5.1.1.1. Технико-экономические показатели.
№№ п.п. Показатели Единица измерения Современное состояние Расчётный срок
I II
1 Территория
Общая площадь земель сельского поселения в установленных границах га/% 2634
в том числе
1.1 Земли населённых пунктов га/% 208
1.2 Земли сельскохозяйственного назначения га/% 2158
1.3 Земли лесного фонда га/% 213
1.4 Земли древесно – кустарниковых насаждений га/% 20
1.5 Земли водного фонда (пруды и водоёмы) га/% 19
1.6 Земли под дороги га/% 6
1.7 Прочие земли га/% 10
2 Население
2.1 Всего:
С. Алтары чел. 1018 1021 1049
2.2 Показатель естественного прироста:
прирост чел
убыль чел
2.3 Возрастная структура населения
Дети до 16 лет, младше трудоспособного возраста % 19,6 19,6 20,1
Старше трудоспособного возраста % 17,8 17,8 16,8
Трудоспособного возраста % 62,6 62,6 63,1
2.4 Трудовая структура населения
Численность занятого населения чел. 230 231 237
в том числе:
В сельскохозяйственном производстве чел.
24 74 118
В промышленности чел. 56 56 58
В строительстве чел. 0 0 0
Вне производственная сфера: торговля, образование, медицина, финансы и т.д. чел. 60 60 62
Лица трудоспособного возраста, не занятые трудовой деятельностью чел. 90 40 0
2.5 Число семей 354
3 Жилищный фонд
3.1 Жилищный фонд всего
В том числе: м2 общей площади квартир 27971,81
Государственной и муниципальной собственности —-//—-
Частной собственности м² общей площади квартир/%к общему новому строительству
3.2 Обеспеченность населения общей площадью м2/чел.
3.3 Существующий сохраняемый жилой фонд тыс. м² общей площади квартир/%к общему новому строительству
3.4 Новое жилищное строительство всего тыс. м² общей площади квартир/%к общему новому строительству
3.5 Обеспеченность жилого фонда
водопроводом, канализацией,
газом тыс. м² общей площади квартир/%к общему новому строительству
4. Поголовье скота по населению:
-крупный рогатый скот
-свиньи гол 156
-
5 Объекты социального и культурно-бытового обслуживания населения
5.1 Детские дошкольные учреждения всего/1000 чел. мест
Существующие сохраняемые
Потребность «+»
Недостаток «-» мест
5.2 Общеобразовательные школы всего/1000 чел. мест
Существующие сохраняемые
Потребность «+»
Недостаток «-» мест
5.3 Фельдшерско-акушерский пункт ед. 1
5.4 Кабинет врача общей практики ед.
5.5 Клубы Всего мест/1000 жит
6 Транспортная инфраструктура
6.1 Плотность дорог в пределах поселения Км/км²
6.2 Обеспеченность населения индивидуальными легковыми автомобилями (на 1000 жителей) Автомоб./1000 жителей
7 Инженерная инфраструктура и благоустройство территории
7.1 Водоснабжение
Водопотребление всего м3/сут 235,2
В том числе:
На хозяйственно- питьевые нужды м³/сут.
7.2 Среднесуточное водопотребление на 1 человека л./сут./чел.
7.3 Канализация
7.4 Общее поступление сточных вод всего м³/сут
В том числе:
Хозяйственно-бытовые сточные воды м³/сут
Производственные сточные воды. м³/сут
После биологической очистки м³/сут
7.5 Газоснабжение
Обеспеченность газовыми плитами % от общего жилого фонда
7.5 Электроснабжение
Потребление электроэнергии всего Млн.кВт.ч
8 Охрана природы и рациональное природопользование
8.1 Санитарная очистка территории
Объём бытовых отходов Тыс. т./год
В том числе дифференцированного сбора отходов %
8.2 Усовершенствованные свалки (ТБО) единиц