Поправки к Земельному кодексу РФ ← Информация

В 2013 году были приняты поправки к Земельному кодексу РФ, в соответствии с которыми, допускается изъятие земельного участка у владельца, не использующего его рационально. При этом, выдача обычной компенсационной выплаты лицу в связи с изъятием земли не предусматривается. Данные поправки в основной законодательный акт, регулирующий земельные правоотношения, оформлены Федеральным законом №123-ФЗ «О внесении изменений в ЗК РФ и ст.3 федерального закона «О введении в действие ЗК РФ» от 07.06.2013г.

Итак, прежде всего, законодатели внесли поправки в ст.45 ЗК РФ, касающуюся оснований принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Данный список существенно изменен законодателем, и включает в себя следующие положения – указанные выше права на земельный участок прекращаются принудительно:
при ненадлежащем использовании земельного участка, а именно при:

- использовании земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования земли, в том числе если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

- порче земель;

- невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;

- невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

- неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Сохранена так же возможность принудительного изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а так же изъятие в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Новинкой являются положения о нерациональном использовании земель, а так же то, что в трехлетний период неиспользования земельного участка не включается, кроме прочего, время, необходимое для его освоения. В соответствии с законом, изъятие земель, по указанным выше основаниям, осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания); таким образом, процедура изъятия будет осуществляться судебными приставами.

Необходимо заметить, особое указание законодателя на то, что принудительное прекращение прав на земельный участок не освобождает от обязанности по возмещению причиненного земельными правонарушениями вреда. Таким образом, если действия владельца земельного участка нарушили нормы земельного права, вне зависимости от изъятия земельного участка, его владелец обязан возместить причиненный им вред.

Так же, указанный ФЗ-№123 устанавливает обязанность органов государственной власти и органы местного самоуправления по информированию налоговых органов и органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о прекращении прав на земельный участок.

Необходимо так же отметить, что данный законодательный акт, устанавливая новые основания изъятия земель, разработал поправки относительно принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук, созданных такими академиями наук и/или подведомственных им учреждений). Если прекращение права происходит по указанным выше основаниям, то у данных субъектов земельных правоотношений, изъятие производится по решению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка), то есть, в административном порядке. Однако, поскольку пока детальной разработки порядка изъятия земель по причине их ненадлежащего использования у муниципальных/государственных учреждений и предприятий нет, соответствующая процедура осуществляется на основании решений суда.

Таким образом, вступление данного федерального закона в силу повысило ответственность всех владельцев земельных участков, в области надлежащего и рационального использования находящейся в их владении земли. В противном случае, в соответствии с законом, их права на землю могут быть принудительно прекращены.

Заместитель главного государственного инспектора Ромодановского муниципального района Республики Мордовия по использованию и охране земель Е.А. Калинина