Пояснительная записка. Основные результаты и перспективы деятельности органов местного самоуправления Ромодановского муниципального района по решению вопросов местного значения и обеспечению социально- экономического развития Ромодановского муниципального района за 2013 год и их планируемых значениях на 3-летний период ← Тексты официальных выступлений

ДОКЛАД

Основные  результаты и перспективы деятельности органов местного самоуправления Ромодановского муниципального района по решению вопросов местного значения и обеспечению социально-экономического развития Ромодановского муниципального района за 2013 год

и их планируемых значениях на 3-летний период

Скачать

1. Общие сведения о муниципальном образовании

Ромодановский район образован 16 июля 1928 года, занимает площадь 777,3 кв. км.

В состав района входят 48 населенных пунктов объединённых в 17 сельских поселений. Районным центром является поселок Ромоданово,  расположенный  на железнодорожной станции Красный Узел Горьковской железной дороги, и от столицы Республики Мордовия города Саранск находится на расстоянии 30 км.

В районе проживает 20067 человек. Все население района представлено 45,8% мужчин и 54,2% женщин.

Основное направление Ромодановского муниципального района – сельскохозяйственное, с развитой перерабатывающей промышленностью. Доля промышленности  составляет 59 % в валовом региональном продукте Ромодановского муниципального района.

Значительный вклад в социально-экономическое развитие Ромодановского муниципального района вносят промышленные предприятия района, которые  используют современные технологии, совершенствуют качество своей продукции, осваивают новые рынки сбыта.

Промышленность района представлена 6 предприятиями различных форм собственности. Наиболее крупные из них: ООО «Ромодановосахар», ОАО АПО «Элеком» и ООО «Спиртовой завод «Ромодановский », специализирующиеся на производстве сахарного песка, муки, крупы, комбикорма  и этилового спирта.

Промышленными предприятиями района в 2013 году произведено продукции на сумму  2540 млн. рублей, темп роста к уровню предыдущего года в сопоставимых ценах составляет 82,2 %.

Наибольший объем производства  продукции обеспечило ООО «Ромодановосахар» – 1 млрд. 906 млн. руб. Удельный вес данного предприятия в объеме производства промышленной продукции района составляет 75%. Неблагоприятные погодные условия прошлого года отрицательно сказались на производстве и заготовке сахарной свеклы, в связи с чем сократилось  производство сахарного песка по сравнению с предыдущем годом. В 2013 году  было произведено 86413  тонн, 80% от уровня 2012 года.

ОАО АПО «Элеком» в 2013 году произвело продукции на сумму 284 млн. рублей, на  уровне 2012 года.  Удельный вес данного предприятия в выпуске промышленной продукции составляет -11,2 %.  Предприятием произведено 3681 тонна муки, 1665 тонн крупы и 1567 тонн комбикорма.

ООО «Спиртзавод «Ромодановский» в отчетном году произвел продукции на сумму 291 млн. рублей. Производство этилового спирта снизилось по сравнению с 2012 годом на 12% , и составило 650 тысяч условных декалитров.

В 2013 году промышленными предприятиями реализовано продукции на сумму 2 млрд. 531 млн. рублей, темп роста в сопоставимых ценах составил 88,4 %.

Сельское хозяйство района является второй по значимости отраслью экономики. Сельскохозяйственные угодья  Ромодановского муниципального района занимают площадь в количестве  60252 га, в том числе 49115 га пашни, 427 га сенокосов, 367 га многолетних насаждений и 460 га залежей.

В растениеводстве предприятия специализируются на производстве зерна, сахарной свеклы, зеленого горошка, в животноводстве на производстве мяса и молока.

Аграрный сектор экономики в районе представлен 13  сельскохозяйственными предприятиями, из них 8 обществ с ограниченной ответственностью, 1 открытое акционерное общество, 2 товарищества на вере, 2 сельскохозяйственных производственных кооператива.

В 2013 году в районе произведено 48604 тонны зерна при урожайности 19,5 ц/га, 152059 тонн сахарной свеклы при урожайности 361,2 ц/га.

По состоянию на 01.01.2014 года в сельхозпредприятиях района насчитывалось: 11234 головы КРС, в том числе 3720 коров.  В 2013 году было произведено молока 17625 тонн и 989 тонн скота. На перерабатывающие предприятия республики было поставлено 15268 тонн молока и 958 тонн скота.

Социальная инфраструктура района достаточно развита.

В районе функционируют 15 общеобразовательных школ, из них 13 среднего (полного) общего образования, 2 основного образования, в которых обучается 1761 учащийся. Имеется среднее профессиональное училище по подготовке кадров для сельского хозяйства. Действует 5 детских дошкольных учреждений, которые посещает 643 ребенка.

Система здравоохранения представлена районной больницей на 100 койко-мест, поликлиникой на 250 посещений в смену, 17 фельдшерско-акушерскими пунктами и 1 врачебной амбулаторией.

В районе имеется 22 учреждения культуры: один районный Дом культуры, один поселковый ДК, 15 сельских культурно – досуговых центра, 3 библиотеки, детская школа искусств и историко – краеведческий музей.

Основная цель формирования доклада – анализ эффективности деятельности муниципалитета за 2013 год для  выявления сфер, требующих приоритетного внимания, а также для формирования комплекса мероприятий по улучшению результативности деятельности органов местного самоуправления.

Основными источниками информации являются: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия, Научный центр социально-экономического мониторинга Республики Мордовия, отраслевые министерства и ведомства.

В целях эффективного, комплексного социально-экономического развития Ромодановского муниципального района и обеспечения создания условий для подъема материального производства, социальной сферы и всестороннего удовлетворения потребностей населения в 2012 году была разработана Муниципальная целевая программа социально-экономического развития Ромодановского муниципального района Республики Мордовия на период до 2016 года и прогноз до 2020 года. Программа утверждена решением Совета депутатов Ромодановского муниципального района от 25.12.2012г. №61.

На данный период приоритетами социально-экономического развития района в сфере экономики являются: восстановление и развитие имеющихся производств, развитие инвестиционной деятельности, поддержка и развитие предпринимательской деятельности, создание новых высокооплачиваемых мест, в  социальной сфере – развитие образования, здравоохранения, культуры и туризма, социального обеспечения, физической культуры и спорта.

На современном этапе перед органами местного самоуправления Ромодановского муниципального района стоят задачи повышения эффективности работы муниципальных учреждений и предприятий.

К приоритетным направлениям можно отнести развитие человеческого капитала, обеспечение потребностей населения в муниципальных услугах, развитие производства.

2. Экономическое развитие

Важную роль в социально-экономическом развитии Ромодановского муниципального района играет малый и средний бизнес. Развитие этого сектора экономики обеспечивает не только рост производства, но и создание новых рабочих мест, повышение благосостояния населения.

В целях создания благополучных правовых и экономических условий для развития малого предпринимательства, роста налогооблагаемой базы, обеспечения занятости населения, насыщения рынка товарами и услугами в 2013 году реализовывалась «Комплексная программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Ромодановском муниципальном районе на 2012-2015 годы».

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Ромодановском муниципальном районе на 1 января 2014 года составляло 435 единиц,  в том числе 11 малых предприятий, 56 микропредприятий, 6 средних предприятий, 28 крестьянских (фермерских) хозяйств и 334 индивидуальных предпринимателя.

По сравнению с предыдущим годом число субъектов малого и среднего предпринимательства  снизилось на 80 единиц.

В 2013 году прекратили свою деятельность и закрылись 3 малых предприятия, 2 крестьянских (фермерских) хозяйства и 77 индивидуальных предпринимателей. Увеличение произошло только по средним предприятиям с ранее имеющихся 4 до 6 предприятий.

Число субъектов малого предпринимательства на 10 тыс. человек населения района в 2013 году составило – 216 единиц, и уменьшилось к уровню 2012 года на 15 %.  Основной причиной закрытия субъектов малого предпринимательства являются изменения в налоговом законодательстве. Значительное повышение страховых платежей  для многих стало непомерно высоким. На 2014 год прогнозируется число субъектов малого предпринимательства на 10 тыс. человек населения района 226 единиц, на 2015 год – 234 единицы, на 2016 год- 247 единиц.

В целом малый и средний бизнес района является достаточно успешным, охватывает практически все основные виды экономической деятельности. Наибольшую долю составляют субъекты, занятые в розничной торговле 45% от общего количества субъектов предпринимательства, 36%  занято в сельском хозяйстве, 8%   в обрабатывающих  производствах.

По данным статистики средняя численность работников малых и средних предприятий составила 966 человек.  Большая часть занятых  на малых и средних предприятиях приходится на сельское хозяйство – 637 человек или 65,9%,  в торговле   215 человек -22,3%,  в обрабатывающем производстве 67 человек -6,9%.

Численность индивидуальных предпринимателей составила в 2013 году 338 человек,  из них  168 человек занимаются розничной торговлей, 68 человек сельским хозяйством, 26 человек в промышленности, 28 человек оказывают транспортные услуги. Средняя численность работников субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности составляет 779 человек.

Доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций в 2013 году составила 31,2% и уменьшилась к 2012 году на 0,9%. Прогнозируется, что в ближайшие годы этот показатель будет увеличиваться не значительно и составит в 2014 году 31,8%, в 2015 году – 32,3%, в 2016 году -33%.

Малый и средний бизнес обеспечивает более 78 процентов районного розничного товарооборота, около 90 процентов бытовых и 80 процентов транспортных услуг.

Создавая новые рабочие места, представители  малого предпринимательства  снижают  напряжение на рынке труда, повышают материальное благосостояние населения района.  Формирование слоя собственников создает условия, обеспечивающие уверенность в будущем. Кроме того, малый бизнес – надежная база стабильных налоговых поступлений в федеральный,  республиканский и местные бюджеты.

В 2013 году от субъектов малого предпринимательства в консолидированный бюджет Ромодановского муниципального района поступило 13200 тысяч рублей налогов, что составляет 19,2 % от всех поступлений.

Увеличение количества малых предприятий в перспективе планируется в рамках реализации Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Мордовия.

Администрацией  района при содействии Совета предпринимателей выработан ряд мер направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства в районе:

- совершенствование нормативной правовой базы;

- оказание информационной и консультативной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, формирование положительного имиджа предпринимательства;

- поддержка и развитие молодежного предпринимательства.

На протяжении последних лет в Ромодановском муниципальном районе заметно активизировалась инвестиционная деятельность предприятий, началась реализация ряда крупных инвестиционных проектов.

В 2013 году в Ромодановском муниципальном районе  освоено капитальных вложений за счет всех источников финансирования в сумме 8475,6 млн. рублей, темп роста к уровню прошлого года в сопоставимых ценах составил 102,3%. Инвестиции в основной капитал по направлениям вложения составили: в промышленности – 390,9 млн. рублей, в сельском хозяйстве – 82,9 млн. рублей, в образование – 48,1 млн. рублей.

Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств)  в 2013 году составил 637,9 млн. рублей.  В  расчете на одного жителя района в 2013 году объем инвестиций в основной капитал в действующих ценах сложился в сумме 31665 рублей, против 19280,2 рублей в 2012 году, темп роста составил 164,2%.

Увеличение  в 2013 году объема инвестиций в основной капитал, за исключением бюджетных средств,  в расчете на одного жителя по сравнению с предыдущими годами произошло в основном  за счет проведения  реконструкции ООО « Ромодановосахар».

В 2014 году прогнозируется объем инвестиций в основной капитал в расчете на 1 жителя в сумме 32500 рублей, в 2015 году – 33200 рублей, в 2016 году – 33800 рублей.

Площадь территории Ромодановского муниципального района составляет 777,3 кв. км. В 2013 году площадь земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, составила 584,5 кв. км. и возросла к уровню прошлого года не значительно.

Доля площади земельных участков облагающихся земельным налогом в общей площади территории района в 2013 году составила 75,2 % и возросла к 2012  году на 0,1%. В 2014 году планируется данный показатель довести до 75,3%, в 2015 году – 75,4%, в 2016 году – 75,5%, за счет оформления в собственность арендованных земель.

Сельскохозяйственные предприятия Ромодановского муниципального района специализируются на производстве зерна, сахарной свеклы, зеленого горошка, молока и мяса.

В 2013 году сельхозпредприятиями района произведено валовой продукции  на сумму 1040,8 млн. рублей, 92% к уровню 2012 года в сопоставимых ценах.

Выручка от реализации сельскохозяйственной  продукции, работ и услуг в 2013 году составила 1027,5 млн. рублей, 99% к уровню 2012 года. Получено прибыли от хозяйственной деятельности 11 млн. руб., против 101 млн. рублей в 2012 году.

Из 13 сельхозпредприятий района 8 сработали прибыльно. С наилучшим финансовым результатом сработали следующие сельхозпредприятия: ТНВ ОАО «МАПО К» – 25954 тыс. руб., ОАО АПО «Элеком» – 24083 тыс. руб., СПК «Пушкинский» – 12783 тыс. руб., ООО «Атьма» – 5214 тыс. руб.,  ООО «АФ Трофимовщинская» – 8086 тыс. руб. Пять предприятий сработали убыточно: ТНВ «ООО «Комсомолец и К» – 14789 тыс. руб. и ООО «Рыбовод» -881 тыс. руб., ООО «Восход» – 1079тыс. руб., ООО АФ «МТС» – 3748 тыс. руб., ООО АПО «МТС Ромодановская» – 32625 тыс. руб. Убытки предприятий сложились в основном  за счет низких цен реализации на мясо КРС при высокой себестоимости.

Доля прибыльных сельскохозяйственных организаций  в общем их числе  в 2013 году составила 61%, и уменьшилась по сравнению с 2012 годом на 24,2 %.  В 2014-2016 годах все имеющиеся сельскохозяйственные организации планируют сработать с прибылью. Предполагаемый рост прибыльных сельхозпредприятий планируется при условии благоприятного воздействия различных факторов при ведении хозяйства, таких как погодные условия, своевременный и правильный подход к возделыванию земли и  получения высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур, при достаточной экономической эффективности.

Протяженность  автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся в собственности Ромодановского муниципального района составляет 369,1 км, из них 293 км дорог не отвечает нормативным требованием. Основные магистрали не выдерживают возрастающих  нагрузок и интенсивности движения автотранспорта, поэтому практически требуют постоянного текущего и капитального ремонта.

Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности дорог общего пользования местного значения в 2013 году составляла 73,1% и уменьшилась по сравнению с 2012 годом на 6,3%, за счет капитального ремонта автомобильных дорог по улицам Маяковского и Школьная в п. Ромоданово.  В ближайшие годы работы по капитальному ремонту и содержанию дорог будут продолжены.

В 2014 году прогнозируется, что доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности дорог общего пользования местного значения составит -73%, в 2015 году – 72,8%, в 2016 году -  72,6%.

Доля населения, проживающего в населенных  пунктах, не имеющих  регулярного  автобусного и (или) железнодорожного  сообщения с  административным центром п. Ромоданово, в  общей численности  населения  муниципального района  остается  почти  неизменной  в течение  последних  лет и  в 2013 году составила  2,66%,  в основном  это часть населенных пунктов, где  проживают  от  двух  до  30  человек.

В последующие годы этот показатель будет незначительно снижаться за счет уменьшения численности отдаленных населенных пунктов.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата  работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций  Ромодановского муниципального района в 2013 году составила – 16727,7 рублей  – 117,2% к 2012 году. В 2014 году среднемесячная заработная плата работников  крупных и средних предприятий  и некоммерческих организаций  прогнозируется в сумме 18735 рублей, в 2015 году – 21545 рублей, в 2016 году – 24777 рублей. Рост заработной платы предполагается за счет роста производительности труда в материальном производстве и оптимизации численности в бюджетной сфере.

Дальнейшее развитие получает  система оплаты труда, призванная реализовать принцип дифференциации в оплате труда педагогических работников. Ведется планомерная работа по повышению заработной платы учителей.  В 2013 году среднемесячная номинальная заработная плата работников муниципальных общеобразовательных учреждений составила 15379,9 рублей, что на 4079 рублей выше, чем в 2012 году, а средняя заработная плата учителей общеобразовательных учреждений района составила 18994 рубля (на 4707 рублей выше, чем в 2012 году).

Во исполнение указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной  социальной политики», от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий  в интересах детей на 2012-2017 годы», от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в 2014 году должно быть обеспечено доведение средней заработной платы педагогических работников до средней заработной платы по региону. Средняя заработная плата работников общеобразовательных учреждений района в 2014 году  планируется в размере  17477 рублей, в т.ч. учителей общеобразовательных учреждений района – 21010,5 рублей.  На 2015, 2016 годы также планируется рост показателей: в 2015 году средняя заработная плата работников общеобразовательных учреждений района  составит 20184,7 рублей, а средняя заработная плата учителей школ увеличится до 24248 рублей, в 2016 году средняя заработная плата работников общеобразовательных учреждений района вырастет до 23346,8 рублей, а учителей  – до 28079,6 рублей.

В 2013 году значительно возросла среднемесячная заработная плата работников дошкольных учреждений и составляла – 11186,5 рублей, против 6926,8 рублей в 2012 году. Прогнозируется дальнейший рост среднемесячной заработной платы в 2014 году до 12370 рублей, в 2015году до 14020 рублей, в 2016 году до 15910 рублей.

В 2012 году росла заработная плата и у работников муниципальных учреждений культуры и искусства.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных учреждений культуры и искусства в 2013 году составила 9785,8 рублей, возросла к 2012 году на 2816,3 рублей. Прогнозируется  среднемесячная заработная плата работников культуры в 2014 году в сумме 10276,5 рублей, в 2015 году – 12716,9 рублей, в 2016 году – 1513,7рублей.

Особое внимание администрацией района уделяется вопросу  контроля за своевременной выплатой заработной платы, проводится  индивидуальная работа с предприятиями – должниками. Итогом проделанной работы стала ликвидация  просроченной задолженности по выплате заработной платы в предприятиях и учреждениях района.

3. Дошкольное образование

В настоящее время образование в России претерпевает существенные изменения в соответствии с современными идеями социального и экономического развития страны. Ведется активная работа по модернизации системы общего образования, направленная в первую очередь на повышение качества образовательной услуги на всех ступенях и уровнях образования.

Дошкольное  образование является одним из  уровней общего образования. Являясь составной частью государственной системы непрерывного образования, дошкольное образование выступает важным механизмом осуществления педагогической поддержки семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.

Нельзя не отметить, что приоритетным в системе дошкольного образования  остается вопрос обеспечения его доступности.

Перед нами стоит конкретная задача:  до 2016 года обеспечить 100% -ный охват детей в возрасте от 3 до 7 лет услугами дошкольного образования. С этой целью запланированы  и утверждены Республиканской программой развития дошкольного образования, районной подпрограммой развития дошкольного образования, а также Планом мероприятий («дорожной картой») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в  Ромодановском муниципальном районе»  мероприятия по строительству, капитальному ремонту и возврату в систему дошкольного образования зданий бывших детских садов и в результате этого введению новых  320 мест. В результате, за последние три года в районе было открыто 3 новых группы на базе центральных детских садов «Аленушка» и «Солнышко», после капитального ремонта детского сада комбинированного вида мы получили возможность ввести дополнительно 30 мест за счет эффективного использования имеющихся площадей), развивалась сеть групп кратковременного пребывания (за последние 2 года количество детей в группах при школах выросло с 67 до 113, и эта цифра продолжает увеличиваться). Эти меры позволили в 2013 году охватить  системой дошкольного образования 643  ребенка, что составляет   46,8% от общего количества детей в возрасте от 1 года до 6 лет.

В планируемый период просчитывается рост показателя: в 2014г. – до 64,2% за счет увеличения численности детей в функционирующих группах кратковременного пребывания и открытия новых ГКП,  в 2015 г. – до 69,3%  в результате возврата в систему дошкольного образования после капитального ремонта здания бывшего детского сада в поселке Сахарного завода на 40 мест и открытия двух новых групп на 30 мест  в результате капитального ремонта основного корпуса МБДОУ «Детский сад «Аленушка»,  в 2016 году – до 86,3% за счет строительства и введения в эксплуатацию детского сада на 120 мест в с.Белозерье и детского сада на 70 мест в с.Алтары, а также открытия дополнительных 30 мест  в результате капитального ремонта МБДОУ «Детский сад «Солнышко».

Однако не охваченным дошкольным образованием по-прежнему остается значительное количество детей дошкольного возраста: в 2013году – 703 человека, из них стояли на очереди в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях 157 человек,  что составляло 11,3% от общей численности детей 1-6 лет. В  2014 году, несмотря на планируемые меры по увеличению охвата детей дошкольным образованием,  прослеживается рост показателя:  не охваченными услугами дошкольного образования остаются   475 детей, из них стоят на очереди  258 человек (16,2%). Количество детей от 1 года до 6 лет будет расти и в 2015, 2016 годах, однако планируется снизить показатель доли детей в возрасте 1-6 лет, стоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения в общей численности детей 1-6 лет до 13,7% за счет увеличения охвата детей услугами дошкольного образования в результате открытия новых  детских садов, увеличения численности детей в ГКП  и открытия дополнительных мест за счет эффективного использования имеющихся площадей в дошкольных образовательных учреждениях.

В целях обеспечения общедоступности услуг дошкольного образования с 1 января 2007 года родителям (законным представителям) выплачивается компенсация части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. В настоящее время в Ромодановском муниципальном районе компенсацию в размере 50%  получают 90 человек.

Одним из приоритетных направлений деятельности дошкольных образовательных учреждений и администрации района также является создание условий для обеспечения доступным и качественным дошкольным образованием всех категорий детей, начиная с раннего детства. Из 5 муниципальных дошкольных образовательных учреждений в 2012 году три детских сада требовали капитального ремонта (60%). Однако на выделенные средства из Республиканского бюджета Республики Мордовия был произведен капитальный ремонт МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида», в настоящее время детский сад функционирует и   соответствует всем современным требованиям. В 2015, 2016г.г. запланирован  капитальный ремонт еще двух детских садов п. Ромоданово:  МБДОУ «Д/с «Алёнушка»» и «Д/с «Солнышко»». В результате данных мероприятий к 2016 году доля муниципальных дошкольных образовательных учреждений, здания которых требуют капитального ремонта в общем числе муниципальных дошкольных образовательных учреждений,  будет сведена к нулю.

В новом законе «Об образовании» как альтернатива государственному сектору дошкольного образования предлагается форма частно-государственного  партнерства. В нашем районе открыт и 2-й год действует Детский центр «Семицветик», целью которого является предшкольная подготовка детей дошкольного возраста через развивающие занятия.

Для обеспечения качества дошкольного образования также важен профессиональный уровень педагогов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

В системе дошкольного образования района трудятся 65 педагогов. 75,4 % педагогов имеют высшее педагогическое образование, 18,5% (12 педагогов) – это педагоги в возрасте от 50 до 59 лет, 15,4% (10 педагогов)  – в возрасте от 23 до 30 лет.  В 2013 году 14 педагогов прошли аттестацию, 11 из них получили первую квалификационную категорию и 2 педагога подтвердили высшую квалификационную категорию. Всего в ДОУ работают 9 педагогов с высшей квалификационной категорией.

4. Общее и дополнительное образование

С учётом задач модернизации и инновационного развития страны  перед нами  стоит задача: создать школу, способную раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности. Изменения, которые происходят в районной системе образования в настоящее время,  в целом значительно меняют облик наших школ и становятся стимулом для творческого поиска руководителей школ и учителей.

В районе создана сеть общеобразовательных учреждений, позволяющая удовлетворить образовательные запросы общества. В сентябре 2013 г. был ликвидирован Уришкинский  филиал Трофимовщинской средней школы, т.о. в Ромодановском муниципальном районе функционировали  15 общеобразовательных учреждений, из которых  2 – основных и 13 средних. Контингент учащихся составлял 1761 человек. Для доставки учащихся в базовые школы в районе действует 6 школьных маршрутов. Ежедневно 8 автобусов (7 ПАЗов и 1 ГАЗель) подвозят более 300 школьников из 9 населенных пунктов.

Большую роль в повышении качества образования играет обновление и укрепление материально-технической базы школ.

По проекту модернизации системы общего образования в 2013 году Ромодановскому муниципальному району выделено 7402737 рублей. Из них на  текущий и капитальный ремонт школьных зданий и помещений направлено 1737 тыс.  рублей: отремонтированы и оборудованы теплые туалеты в Ромодановской школе №3, Белозерьевской и Трофимовщинской  школах, частично отремонтированы крыши Кочуновской и Красноузельской школ, капитально отремонтированы коридоры и часть учебных кабинетов в Ромодановской школе №2, отремонтирована теплотрасса в Алтарской школе, системы отопления в  Анненковской, Белозерьевской и Пятинской школах.

Кроме того, по статье «Энергосбережение» произведена замена оборудования   в  10 школьных котельных на общую сумму 2904 тыс. рублей.

Для организации подвоза детей из с.Уришка в Трофимовщинскую школу была закуплена  школьная ГАЗель стоимостью 805237 рублей.

В 2011 году  трем школам района требовался капитальный ремонт. Доля таких школ в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений составляла 17,6%. В 2012-2013 годах количество школ уменьшилось до двух. Показатель составил 13,3% в результате того, что в 2011 году началось строительство новой школы в п.Ромоданово и на средства, выделенные по проекту модернизации, в 2012г.  был капитально отремонтирован фундамент в МБОУ «Алтарская СОШ». В 2014г. планируется снижение показателя до 7,7%  (в результате мероприятий по оптимизации сети общеобразовательных учреждений района).

Решается и проблема второй смены. В 2013 году показатель доли обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую (третью) смену, в общей численности обучающихся в муниципальных  общеобразовательных учреждениях, вырос до 10,1% по причине того, что на время строительства новой Ромодановской школы №1 учащиеся основного звена обучаются во вторую смену в Ромодановской школе №2. Во вторую смену обучается также 63 ребенка Белозерьевской школы в связи с нехваткой учебных кабинетов. Проектная мощность школы -  250 мест, фактически обучаются 375 человек. В 2012 году в министерство образования РМ подана заявка на строительство пристроя к Белозерьевской СОШ на 250 мест. В 2014 году с введением в эксплуатацию новой Ромодановской школы №1 на 650 ученических мест ожидается понижение показателя до 4,28 %. В случае выделения денежных средств на строительство пристроя к Белозерьевской СОШ вторая смена в районе будет ликвидирована полностью.

Реализуя право граждан на бесплатное образование, в районе проводится работа по обеспечению всех учащихся школ района бесплатными учебниками. Из средств, выделенных по проекту модернизации системы общего образования  в 2011 – 2013  годах,  на эти цели было выделено более 2,5 млн. рублей,  в результате чего  100% учащихся общеобразовательных учреждений района на начало 2013-2014 учебного года были обеспечены федеральным комплектом учебников.

В условиях перехода к обязательному профильному обучению усиливается роль развития информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, сетевого взаимодействия образовательных учреждений, введения в практику работы таких понятий, как сетевой и дистанционный учитель. Новый закон об образовании четко определяет роль и место дистанционных форм обучения для обеспечения доступности качественного образования для всех категорий обучающихся.

В этом направлении в районе  есть положительные опытные наработки. Все учреждения общего образования имеют выход в сеть Интернет, на что из республиканского бюджета ежегодно выделяются целевые средства. Начиная с 2009 года, проводится последовательный комплекс мероприятий по развитию дистанционного образования детей-инвалидов. В проекте  участвуют 6 детей  (школы №1,2) и 4 педагога. Приобретено и установлено специальное оборудование за счет средств федерального бюджета.  Реализуются индивидуальные образовательные программы.

По данным образовательных учреждений  более 90 % школьников имеют компьютеры дома. С каждым годом растет доля педагогов, использующих  в образовательном процессе информационно-коммуникационные технологии, для творчески работающих учителей становится нормой создание  собственных сайтов.

Эти факторы обуславливают возможность более активного развития в системе образования района такой формы обучения, как  дистанционное.     На сегодня уже в 6 школах района (Ромодановских 1-й, 2-й, 3-й,  Трофимовщинской, Красноузельской и Белозерьевской школах)  предпрофильная подготовка или элективные курсы в рамках профильного обучения  преподаются  дистанционно.

Одно из инновационных направлений, начало реализации которого  было положено в прошлом году, – это переход всех школ района на электронный дневник и журнал. Это дает возможность для более полноценного сетевого взаимодействия всех звеньев образовательной цепи: школы, учащихся и родителей.

Два года подряд республика участвовала в реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы. В прошлом учебном году участие в данной программе приняла Ромодановская школа №1. На средства федерального бюджета было приобретено новейшее оборудование на сумму более 2 млн. рублей.  В новой школе будут созданы все условия для обучения и развития детей с различными отклонениями в здоровье и развитии, появится возможность для обучения по коррекционным программам, и инклюзивное образование перестанет быть для детей с ограниченными возможностями здоровья несбыточной мечтой.

В современных условиях особая роль отводится системе оценки качества образования. Систематический анализ объективных данных о качестве результатов обучения   необходим не только образовательным учреждениям, но и родителям, а также  работодателям.  Система оценки качества образования – это своеобразная система  прямой и обратной связи между всеми участниками образовательного процесса. Сегодня основной формой оценки результатов освоения выпускниками школ программ общего образования является единый государственный экзамен (ЕГЭ).

В 2013 году  в государственной итоговой аттестации приняли участие 92 выпускника 11 классов. По результатам экзаменов 10 выпускников (10,8%) не справились с заданиями по русскому языку и  математике. 6 из них пересдали экзамены и преодолели порог. 4 человека выпущены со справками. Т.о. доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдававших единый государственный экзамен по данным предметам, составила в отчетный период 95,6%. В 2014-2016г.г. прогнозируется  рост показателя до 98,0% за счет уменьшения количества выпускников, не получивших аттестаты.

Наряду с этим  – другой показатель: из выпускников 11 классов – 9 человек по окончании  школы получили аттестаты с золотым, 3 выпускника – с серебряным тиснением.

Здоровье детей и подростков в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны. Школа должна быть заинтересована не только в  сохранении и укреплении здоровья школьников, но и в формировании у школьников потребности в здоровом образе жизни. Этому во многом способствуют занятия спортом на уроках физической культуры, в спортивных кружках и секциях. Во всех школах района введен третий час урока физической культуры. В распоряжении школьников находятся Ледовый дворец, Физкультурно-оздоровительный комплекс в п.Ромоданово, мини-футбольное поле с искусственным покрытием, спортивные залы и площадки, корты, проводится большое количество массовых мероприятий по различным видам спорта, культивируются новые виды, такие, как шорт-трек, вольная борьба, гимнастика, хоккей.

Важной составляющей работы образовательных учреждений по укреплению и сохранению здоровья школьников занимает организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в летний период. Летом  2013 года в Ромодановском муниципальном  районе функционировали 16 лагерей разного направления, в которых отдохнули и поправили здоровье 368 школьников. Питание обучающихся – также одно из условий создания здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. В  2013 году горячим питанием  было охвачено 1466 человек (86,1%), за бюджетные деньги (малообеспеченные) – 698 человек (47,6%),  за средства родителей – 768 человек (52,4%).

Доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях в 2013 году составила 85,7% и возросла по сравнению с предыдущим годом на 2,2%. В 2016 году прогнозируется рост данного показателя до 85,8%.

По общему образованию расходы произведены в сумме 213794,4 тыс. рублей, по сравнению с 2012 годом  – увеличились на 27409,7 тыс. рублей.

В 2013 году были профинансированы работы по строительству Ромодановской средней  школы № 1 в сумме 81831,4 тыс. рублей. Кредиторская задолженность на 01.01.2014 г. составляет 11820,9 тыс. рублей.

Увеличена субвенция на реализацию государственных полномочий  по реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местного бюджета) к  уровню 2012 года на 12912,4 тыс. рублей.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 мая 2013 г. № 160 «Об утверждении распределения субсидий бюджетам муниципальных районов и городского округа Саранск на софинансирование расходных обязательств в рамках реализации проекта по модернизации региональной системы общего образования в 2013 году» и постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 сентября 2013 г. № 375 ««Об утверждении распределения субсидий бюджетам муниципальных районов и городского округа Саранск на софинансирование расходных обязательств в рамках реализации проекта по модернизации региональной системы общего образования в 2013 году» за счет средств федерального бюджета было выделено 6597,5 тыс. руб., за счет средств бюджета Ромодановского муниципального района Республики Мордовия – 100,4 тыс. рублей.

Произведено расходов на оплату труда и начислениий на выплаты по  оплате труда в сумме 92813,3 тыс. руб.  или больше, чем в 2012 году на 15033,1 тыс. рублей. Рост по оплате труда и начислениям на оплату труда составил 19,3 % за счет повышения заработной платы.

Основных средств приобретено на сумму 3128,8 тыс. руб., меньше, чем в 2012 году на сумму 5994 тыс. рублей.

Общий объем расходов бюджета Ромодановского муниципального района по общему образованию на 2014 год утвержден в сумме 162124,9 тыс. рублей.

Расходы бюджета муниципального образования на общее образование в расчете на 1 обучающегося в муниципальных общеобразовательных учреждениях в 2013 году составили 120,5 тыс. руб. или больше, чем в 2012 году на 41,2 тыс. руб. Увеличение произошло за счет повышения заработной платы и реализации проекта модернизации региональной системы общего образования.

В 2014 году планируется произвести расходы бюджета муниципального образования на общее образование в расчете на 1 обучающегося в муниципальных общеобразовательных учреждениях в сумме 93,1 тыс. рублей.

В результате проведенных в районе мероприятий по приведению образовательных учреждений в соответствие современным требованиям доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений в 2013 году составила 77,78% (в 2011 году показатель был равен 74,12%). К 2016 году планируется довести показатель до 79,49 %.

Развитию ребенка, с учетом его индивидуальных  способностей, способствует сфера  дополнительного образования.

Увидеть, разглядеть, не пропустить всё лучшее, что есть в ребёнке, и дать ему импульс к самосовершенствованию через развитие творчества – вот задача учреждений дополнительного образования.

В Ромодановском муниципальном районе   функционируют Ромодановский районный Дом детского творчества и Ромодановская детско-юношеская спортивная школа. В 2013 году охват детей в возрасте 5-18 лет дополнительным образованием составил 1220 человек, т.е. 42,1% от общей численности детей в возрасте 5-18 лет. Учащиеся учреждений дополнительного образования района получают возможность реализовать свои способности в объединениях различного направления. Так, в спортивных объединениях Ромодановской ДЮСШ  в 2013 году занимались 481 человек, в Доме детского творчества – 739 человек.  Работают объединения технического творчества, спортивно-техническое, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, спортивное, художественно-эстетическое  и культурологическое.

До 2016 года наблюдается тенденция увеличения охвата детей и подростков дополнительным образованием до 55% за счет увеличения спортивных групп, а также численности  детей в  спортивных и кружковых группах.

В плане развития системы образования Ромодановского муниципального района  с целью улучшения качества и доступности образовательных услуг  всех категорий граждан необходимо:

1. Создание условий для реализации программ дошкольного образования в условиях перехода на ФГОС, работа по уменьшению очерёдности для определения в муниципальные дошкольные учреждения за счёт открытия новых мест в ДОУ и строительства новых детских садов.

2. Проведение работы по созданию условий для улучшения медицинского  обслуживания воспитанников дошкольных учреждений за счёт оснащения медицинских кабинетов оборудованием и инструментарием в соответствии с санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами.

3. Постоянное совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников  системы образования района с использованием всех форм повышения квалификации.

4.  Развитие школьной инфраструктуры, обеспечивающей современные условия получения качественного образования в соответствии с современными требованиями к условиям осуществления образовательного процесса.

5. Укрепление учебно – материальной базы учреждений образования района.

6.Активное использование современных  информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе.

7. Совершенствование районной системы оценки качества знаний и проведение систематической работы по углубленной подготовке выпускников школ к государственной аттестации  в форме ЕГЭ.

8. Реализация комплекса мероприятий  по укреплению здоровья детей.

9. Развитие программ взаимодействия учреждений дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждений  по реализации воспитательных  и образовательных проектов в современных условиях.

5.  Культура

Работа учреждений культуры Ромодановского муниципального района  направлена на развитие культурно-массовой деятельности, повышение уровня проводимых мероприятий, внедрение новых форм и методов работы, расширение платных услуг, создание благоприятных условий для развития народного творчества.

В районе функционируют 17 клубных учреждений, в том числе: МБУК «Ромодановский районный Дом культуры», МБУК «КДЦ Ромодановского городского поселения» и 15 сельских КДЦ (включая 2 филиала: Ивановский сельский клуб – филиал МБУК «КДЦ Константиновского сельского поселения», Плодопитомнический сельский клуб – филиал МБУК «КДЦ Кочуновского сельского поселения»). 13 учреждений имеют собственные здания, 4 – находятся в арендованных помещениях.  Число  зрительских мест  составляет 2010. В связи с вводом в эксплуатацию здания районного Дома культуры, после реконструкции, численность зрительских мест возрастет до  2310.

Уровень фактической обеспеченности клубами и учреждениями культуры от нормативной потребности  в 2012 году составлял  92,6%, в 2013 году – 93,6%, увеличился за счет уменьшения численности населения.  В с. Белозерье с численностью населения 2943 человека здание КДЦ отсутствует (сгорело). В настоящее время арендуется помещение в здании школы, с численностью зрительских мест в количестве 50 штук

В 2014 -2016 годах уровень фактической обеспеченности клубами и учреждениями клубного типа населения района увеличится от 93,8% до 94,2% за счет введения в эксплуатацию здания районного Дома культуры.

В 2013 году в районе проведено 1739 культурно-массовых мероприятий, в которых приняли участие 89902 человека, и было израсходовано 252 тыс.  рублей. Из них на платной основе проведено 896 мероприятий, количество посетителей которых составило 36304 человека. Платные услуги составили 102 тыс. руб.  Во всех сельских КДЦ для проведения мероприятий имеется музыкальная аппаратура, за исключением Ивановского сельского клуба.

В КДЦ  Ромодановского городского поселения проведен капитальный ремонт кабинета директора и холла на общую сумму 156 тыс. руб.  Продолжаются работы по реконструкции районного Дома культуры.

В 2013 году отмечалось 85-летие со дня образования Ромодановского муниципального района. Гостей привлекла эстетично оформленная выставка, которая наглядно представляла жизненные преимущества каждого населенного пункта.

В целях привлечения внимания к роли православия в становлении развития Российского государства Главой администрации района  было вынесено постановление  о подготовке и проведении мероприятий, посвященных 1025-летию Крещения Руси. К этой дате во всех учреждениях культуры  прошли тематические мероприятия.

Муниципальный район согласно  нормативам должен иметь одну центральную (межпоселенческую), одну детскую, одну юношескую библиотеку. По факту имеем одну центральную, одну детскую библиотеки. Юношеской библиотеки в районе не имеется.

Всего в районе действует 21 библиотека, в том числе 1 библиотека – МБУК «Ромодановская ЦРБ им. Н. Эркая», 1 библиотека – Центральная районная детская библиотека, 16 библиотек – входят в состав КДЦ сельских поселений.

Число посадочных мест в библиотеках составляет 116 единиц.

В библиотеках имеются: в центральной районной библиотеке 2 компьютера с выходом в Интернет, в центральной детской библиотеке – 1 компьютер с выходом в Интернет, в поселковой библиотеке – 1 компьютер.

В 2013 году в библиотеках района зарегистрировано 12730 читателей, книговыдача составила 258441 экземпляр. За 2013 год в библиотеки района поступило 1109 экз. литературы. Совокупный фонд в отчетном году составил 165060 экз.

В библиотеки прежде всего приобреталась литература энциклопедического характера, отраслевая литература по истории, экономике, психологии, финансам и праву, художественная и детская, литература серий «Библиотека  школьника», «Сказки», «Детские классики», «Шарм», «Очарованье», «Детективы» и др.

Библиотеки района принимали участие в районных и республиканских конкурсах. Дипломом I степени за участие в районной выставке «Мастерство и щедрость земли мордовской» награждена Горшкова Анна Васильевна, библиотекарь Кочуновской с/б, а также Анна Васильевна заняла  I место в номинации «Рисунок республиканского конкурса «Жизнь без наркотиков!».

Уровень фактической обеспеченности библиотеками в 2013 году составлял -  95,5%. В 2014-2016 годах данных уровень обеспечения не изменится и составит – 95,5%.

Доля муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных учреждений культуры в 2013 году составила 9,8%.

С 2014 по 2016 год эта цифра сохранится, так как планируется капитальный ремонт зданий МБУК «КДЦ Кочуновского сельского поселения», МБУК « КДЦ Пушкинского сельского поселения», МБУК « КДЦ Салминского сельского поселения».

Объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, в Ромодановском муниципальном районе 2 и они не требуют реставрации и консервации.

6.  Физическая культура и спорт

Администрация Ромодановского муниципального района уделяет особое внимание формированию здорового образа жизни населения, привлекая к занятиям спортом детей и подростков, сохраняя и развивая культивируемые виды спорта.

На территории района действует 55 спортивных сооружений. Пропускная способность этих сооружений составляет 1076  человек. В районе имеется 19 спортивных залов, один из которых многофункциональный  с размером площадки 42×24. Имеется один крытый спортивный зал с искусственным ледовым покрытием. На территории Алтарского сельского поселения ведется строительство хоккейной коробки. В районе имеется 35 плоскостных спортивных сооружений. Посещают учебные занятия 2368 человек, из них 50 человек отнесены к специальной медицинской группе.

В 2013  году в Ромодановском муниципальном районе работало 29 штатных работников физической культуры и спорта, из них 19 человек  в общеобразовательных учреждениях, 6 человек в учреждениях дополнительного образования детей, 1человек в дошкольных образовательных учреждениях, 1 человек в учреждениях среднего профессионального образования.

В ДЮСШ Ромодановской в 2013 году занимался 481 человек, под руководством 23-х тренеров, 3 из которых являются штатными.

Особой популярностью в районе пользуется хоккей с шайбой. В 2013 году  хоккейная команда «Ромодановосахар» стала чемпионом Республики Мордовия. Команда «Дуслык» из села Белозерье, стала серебряным призером. Юные хоккеисты 2000-2001 года, а так же хоккеисты 1998-1999 года стали победителями республиканского турнира клуба «Золотая шайба».

В чемпионате Республики Мордовия по футболу от Ромодановского района участвовали 5 команд, 3 из которых находятся на ведущих позициях. Значительных успехов добиваются юные борцы вольного и классического стиля под руководством тренеров Какурина В.А. и Сафарова А.К. Успешно работает тренер по шорт-треку Супонин И.И. Также добиваются высоких результатов волейболисты из села Пятина, под руководством тренера Курбакова А.И.

Отдел по делам молодежи, образования, физкультуры практически в каждый выходной день проводит соревнования по разным видам спорта.

Традиционно соревнования проводятся по хоккею с шайбой, футболу, мини-футболу, по шахматам «Белая Ладья», шашкам, легкой атлетике, лыжным гонкам, настольному теннису на призы героя Советского Союза Миронова В.Б., по бегу на призы главы администрации Ромодановского муниципального района.

Развитие массовой физкультуры работает не только на имидж района, но и укрепляет физическое здоровье населения. С вводом в строй новых спортивных объектов открылись прекрасные возможности для занятия футболом, хоккеем, лёгкой атлетикой и другими видами спорта.

В республиканских и районных соревнованиях активное участие принимают не только жители поселка Ромоданово, но и жители сельских поселений: Белозерье, Пятина, Пушкино, Атьма, Красный узел, Трофимовщина, Курмачкассы, Малые Березники, Кочуново, Алтары, Константиновка, Анненково, Липки, Вырыпаево. Большой популярностью пользуются соревнования: по бегу на призы главы администрации Ромодановского муниципального района, по футболу, мини-футболу, волейболу, хоккею с шайбой, день физкультурника, кросс «Золотая осень», легкоатлетическое многоборье «Шиповка юных».

Во всех проводимых спортивных мероприятиях активное участие принимают жители района с ограниченными возможностями, а также граждане пенсионного возраста.

В 2013 году был усовершенствован зал для занятия борьбой, в этом же году на стадионе п. Ромоданово построен спортивный городок.

В 2014 году планируется строительство спортивного городка на территории аграрного колледжа. В этом же году планируется сдача в эксплуатацию спортивного зала 18×30 СОШ №1 п. Ромоданово.

В 2015 г. планируется строительство плавательного бассейна, в 2016 году его завершение и ввод в эксплуатацию.

Строительство новых спортивных сооружений, ремонт имеющихся, обновление материальной базы этих сооружений, позволяет всем слоям населения Ромодановского муниципального района активно заниматься физической культурой и спортом. Хорошая материальная база способствует тому, что численность лиц занимающихся физической культурой и спортом возрастает ежегодно.

Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в 2012 году составляла 31,9 %. В 2013 году 6522 человека систематически занимались спортом, что составляет 32,5 % от общей численности населения района. Прогнозируется, что в 2014 году доля составит -32,6%, в 2015 году – 32,7% , в 2016 году – 32,9%.

7.  Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем

В Ромодановском муниципальном районе активно ведется работа по реализации Приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

Результаты работы администрации района по вопросу жилищного строительства и обеспечению граждан жильем свидетельствуют об активизации деятельности в данном вопросе. В 2013 году общая площадь жилых домов в расчете на одного жителя составила 27,3 кв. м., и возросла  по сравнению с 2012 годом на 0,2 кв. м., с 2011 годом на 0,6 кв. м. положительная динамика роста данного показателя сохранится и в 2014-2016 годах

Все это стало возможным, в основном, за счет участия жителей района в реализации Приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»,  в федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 г.», подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей»,  реализации Указа Президента РФ № 714 от 07.05.2008 г. «Обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».

В 2013 году было введено жилых домов с учетом индивидуального жилищного строительства общей площадью – 3821 кв. метров. В п. Ромоданово введен в эксплуатацию 24-х квартирный дом для ветеранов Великой Отечественной войны общей площадью более 900 кв.м.  В рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 г.» было введено 7 домов общей площадью 928 кв.м.,  по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» введен 1 дом общей площадью 152 кв. м.  Всего введено в рамках данных программ более 1800 кв. м. жилья.

Положительная тенденция роста жилищного строительства сохранится. Прогнозируется на 2014 год ввод жилья в количестве 3460 кв. м., в том числе строительство и ввод в эксплуатацию третьего 24-х квартирного жилого дома ветеранов войны общей площадью 1100,7 кв.м.,  по федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017годы и на период до 2020 года» – 970 кв.м., по подпрограмме «Молодая семья» – 290 кв.м.

Прогнозируется, что площадь жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя, в 2014 году составит 27,5 кв. м., в 2015 году – 27,8 кв. м., в 2016 году – 28 кв. м. В расчете на одного жителя ежегодно будет вводится  соответственно по 0,2 -0,3 кв. м.

Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, ежегодно растет. В 2013 году площадь земельных участков, предоставленных для строительства, составила 13,9 га,  в том числе под строительство жилья выделено 7,4 га. Для индивидуального жилищного строительства было предоставлено  участки в основном для многодетных семей в п. Ромоданово, с Белозерье, с. Алтары.

Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в расчете на 10 тыс. человек в 2013 году составила 6,98 га, возросла к 2012 году в 2,3 раза. Прогнозируется в 2015 году – 4 га, в 2015 -2016 годах по  – 4,2 га. В основном земельные участки будут предоставляться для жилищного строительства.

Площади земельных участков, предоставленных для строительства, в отношении которых с даты принятия решения о предоставлении земельного участка или подписания протокола о результатах торгов не было получено разрешения на ввод в эксплуатацию, отсутствуют.

8. Жилищно-коммунальное хозяйство

Особое место в экономике Ромодановского муниципального района занимает жилищно-коммунальное хозяйство. От эффективности его работы напрямую зависит функционирование объектов производственной и социальной сферы, качество представляемых населению услуг. Самым существенным аспектом деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства является предоставление услуг по обслуживанию жилищного фонда и поставка коммунальных ресурсов.

Жилищный фонд всех жилых помещений, находящихся на территории района по состоянию на 1 января 2014 года составил  546,2 тыс. кв. метров.  Жилищный фонд района преимущественно представлен одноквартирными индивидуальными домами, доля которых составляет 69,9% или 381,7 тыс. кв. метров от общего жилищного фонда района. Жилищный фонд многоквартирных домов составляет 164,5 тыс. кв. метров, из которых блокированные дома – 73,7 тыс. кв. метров и  многоэтажные – 90,8 тыс. кв. метров.

Одним из условий реформирования ЖКХ является переход на новые формы управления многоквартирными жилыми домами. В районе имеется  780 многоквартирных домов. Основную часть составляют двухквартирные дома – 695, не имеющие общих систем инженерной инфраструктуры.

Доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирными домами, в общем числе многоквартирных домов, в которых собственники помещений должны выбрать способ управления данными домами, составляет 100%,  практически остается неизменным на протяжении нескольких лет.

На территории района осуществляют свою деятельность 5 организаций коммунального комплекса разной формы собственности: МУП Ромодановского городского поселения «Коммунальник», ОАО «Мордовская энергосбытовая компания», ООО «Энергосбыт РМ», ОАО «Мордовгаз» и ОАО АПО «МТС Ромодановская». Из пяти организаций четыре   или 80% -это организации, осуществляющие оказание услуг по водо-, тепло-, газо-, электроснабжению, водоотведению, используя объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды, участие муниципального района в уставном капитале которых составляет не более 25%.  В 2014-2016 годах прогнозируется, что данный показатель не изменится.

В  рамках упорядочения  системы  формирования учета земельных  участков  под многоквартирными  домами  и  кадастрового учета  проводится  работа  по их  государственной  регистрации.  В  2013 году  оформлены  все  участки  под  домами,  включенными в Программу  капитального ремонта жилого фонда.

Из 780 многоквартирных домов 279 многоквартирных дома, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет. Доля таких домов в 2013 году составила 35,8%, и возросла по отношению к 2012 году на 0,8% , к 2011 году на 2,3%.

В планируемом периоде прогнозируется довести долю многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет в 2014 году до 80% в 2015 году до 90%. Полностью завершить работу по постановке многоквартирных домов на кадастровый учет планируется до конца 2016 года.

Обеспечение доступным жильем широких слоев населения в последнее время стала одной из самых актуальных проблем в России. Квартира для семьи – проблема, которая является практически постоянной: с  течением времени меняются только субъекты ее решения – сначала родители, затем подросшие дети, потом – внуки. Жилищный статус – базовый социальный индикатор семьи, отражающий качество и уровень жизни. Для решения жилищной проблемы в стране с 2005 года реализуется национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», призванный внести действенный вклад в решение данной проблемы.

В Ромодановском муниципальном районе по состоянию на 1 января 2013 года в очереди на улучшение жилищных условий было зарегистрировано 785 семей с численностью их членов 1625 человек. В 2013 году  в районную очередь на улучшение жилищных условий  зарегистрировалась 111 семей или 319 человек.

Улучшили свои жилищные условия в 2013 году 58 семей или 95 человек, в том числе: по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» 2 семьи – 9 человек, «Развитие села до 2013» года 8 семей- 29 человек, «Обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» – 40 человек, 6 человек дети – сироты, 1многодетная семья -8 человек и 1 семья вынужденных переселенцев -3 человека.  По состоянию на 1 января 2014 года в очереди на жилье стоит 838 семей, численностью 1849 человек.

Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в 2012 году – 12,6%, в 2013 году – 5,14. Показатель снижается в связи с тем, что ежегодно уменьшается  количество ветеранов и вдов ВОВ получивших жилье. В 2014 году прогнозируется доля – 5,6%, в 2015 и 2016 годах – 6,2%.

9.  Организация муниципального управления

По результатам опроса общественного мнения,  удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления в 2013 году составила 91,6% от числа опрошенных, на 0,4% больше чем в  2012году. В 2014 году прогнозируется удовлетворенность населения – 91,8%, в 2015 году – 92%, в 2016 году- 92,2% .

Деятельность Администрации Ромодановского муниципального района широко освещается в средствах массовой информации. В газетах АНО «Редакция газеты «Победа» и газете «Вестник Ромодановского муниципального района» в 2013 году опубликовано 48 нормативно-правовых документа администрации района.

Среднегодовая численность постоянного населения Ромодановского муниципального района в 2013 году составила 20146 человек и уменьшилась к  2012 году на 162 человека. Среднегодовая численность постоянного населения прогнозируется в 2014 году в количестве 20050 человек, в 2015 году 20000 человек, в 2016 году 19950 человек.

Значительная работа была проведена администрациями района и поселений в плане разработки и принятии Схемы территориального планирования Ромодановского муниципального района и генеральных планов поселений. Схема территориального планирования Ромодановского муниципального района была утверждена решением Совета депутатов Ромодановского муниципального района 07.04.2011 года №2. Во всех  17 поселениях генеральные планы разработаны и утверждены.

Муниципальных организаций находящихся в стадии банкротства нет.

Бюджет Ромодановского муниципального района Республики Мордовия в 2013г. утвержден по расходам в сумме 398276,5 тыс. руб., исполнен – 375062,5 тыс. руб. или на 94,2 процента.

На текущий год расходы бюджета утверждены в сумме 234017,9 тыс. руб., что на 1,7 % ниже уровня 2013 года.

Доля налоговых и неналоговых  доходов бюджета  Ромодановского муниципального  района  (за исключением  субвенций)  в общем объеме  собственных доходов бюджета за 2013 год по сравнению 2012 годом  уменьшилась на 12,6%  и составила 27,6 % – прогноз поступления составил  68532,7 тыс. руб., всего доходов – 366292,9 тыс. рублей.

Уменьшение произошло за счет того, что в   2012 году  в неналоговых доходах отражено поступление налога от продажи земельных участков в сумме 5523,5 тыс. руб.

Прогнозируется, что доля налоговых  и неналоговых  доходов бюджета  Ромодановского муниципального района в общем объеме собственных доходов бюджета  в 2014 году увеличится по сравнению с 2013 годом  на 20,6 %    и составит – 48,2  % – прогноз поступления ожидается в сумме  72652,4 тыс. руб., всего доходов -  285478,3 тыс. руб.

На 2014 год увеличен прогноз за счет дополнительно утвержденных налоговых и неналоговых доходов:

– акцизы по подакцизным товарам (продукции) производимые на территории российской Федерации  – 8589,3 тыс. руб.

– доходы от сдачи в аренду муниципального имущества (наем жилья) -399,6 тыс. рублей.

– денежные  взыскания (штрафы)  установленные законами субъектов  Российской Федерации за несоблюдение муниципальных правовых актов  – 612,4 тыс. рублей.

Прогнозируется, что доля налоговых  и неналоговых  доходов бюджета  Ромодановского муниципального района в общем объеме собственных доходов бюджета  в 2015 году составит – 56,8 % , в 2016 году – 58,7%.

По муниципальным  бюджетным учреждениям просроченной кредиторской задолженности по оплате труда  и начислениям на оплату труда не имеется.

В 2013 году расходы на содержание работников органов местного самоуправления увеличились по сравнению с 2012 годом  на 3874,1 тыс. руб. и составили 3421186 тыс. рублей. В расчете на одного жителя муниципального образования расходы составили 1698,2 руб. и увеличились  на 204,4 рубля к уровню прошлого года.

10. Энергосбережение  и  повышение энергетической эффективности

В настоящее время энергосбережение постепенно превращается в насущную необходимость. Недостаток энергетических мощностей диктует необходимость кардинального изменения отношения к проблеме энергосбережения.

В целях сокращения энергетических издержек и объема используемых энергетических ресурсов в экономике и социальной сфере, оптимизации бюджетных расходов на оплату потребления топливно-энергетических ресурсов района и в соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в 2010 году в Ромодановском муниципальном районе была разработана и утверждена Муниципальная программа «энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ромодановском муниципальном районе на 2011-2015 годы».

В Ромодановском муниципальном районе в 2013 году  имелось 780 многоквартирных жилых домов, из них  85 многоэтажных домов.

Общая площадь  жилых помещений в многоквартирных жилых домах составляла – 164,2 тыс. кв. м. Всего в многоквартирных домах находится  3123 квартиры, из них 2151 квартира в п. Ромоданово.

В 2013 году  потребление электроэнергии в многоквартирных домах составило 3718,6 тыс. кВтч. Удельная величина потребления электроэнергии на 1 проживающего в многоквартирном доме в 2013 году  снизилась на 0,8% по сравнению с предыдущим годом и составила  546,37 кВтч. Снижение потребления электроэнергии в многоквартирных домах произошло за счет замены жителями ламп накаливания на энергосберегающие, приобретения энергосберегающей бытовой техники.

Прогнозируется потребление электроэнергии на 1 проживающего в многоквартирном доме в количестве:  в 2014 году – 529,6 кВтч, в 2015 году – 513,7 кВтч, в 2016 году – 489,3 кВтч. Сокращение потребления электроэнергии прогнозируется за счет реализации мероприятий по энергосбережению.

С 2012 года тепловая энергия для отопления жилого фонда многоквартирных домов не используется, так как весь жилой  фонд района переведен на индивидуальное газовое отопление.

В 2013 году потребление холодной воды населением многоквартирных домов составило 208,2 тыс. куб.м. Удельная величина потребления холодной воды  на 1 проживающего в многоквартирных домах составила в 2012 году – 30,59  куб.м. и сократилась к уровню прошлого года на 1%.

В 2014 году прогнозируется потребление холодной воды  на 1 проживающего в многоквартирных  домах – 29,67 куб.м., в 2015г. – 28,78 куб.м., в 2016 г – 27,92 куб. м. Сокращение потребления холодной воды ожидается  в связи с проведением мероприятий по рациональному использованию воды.

По данным  ОАО  «Мордоврегионгаз»  потребление природного газа в многоквартирных домах в 2013 году  составляло  5720,4 тыс. куб.м. Удельная величина потребления природного газа на 1 проживающего в многоквартирных домах составила в 2013 году – 840,49  куб.м., и сократилась к 2012 году на 1,8%.

За счет реализации мероприятий по энергосбережению прогнозируется дальнейшее сокращение потребления газа в многоквартирных домах.  В 2014 году прогнозируется потребление природного газа на 1 проживающего в многоквартирных домах в количестве 815,3 куб.м., в 2015 году – 790,8 куб.м., в 2013 году – 767,1 куб.м.

Удельная величина потребления электроэнергии муниципальными бюджетными учреждениями  на 1 человека населения района  в 2013 году составила 35,46 кВтч,  и сократилась к уровню 2012 году на 12,5 %., за счет проведения энергосберегающих мероприятий.

В 2013 году потребление тепловой энергии муниципальными бюджетными учреждениями составило 1060,5 Гкал. Централизованным отоплением  охвачено 6432 кв. м. или 14,7% от всей отапливаемой площади муниципальных бюджетных учреждений. Удельная величина потребления энергетических ресурсов муниципальными бюджетными учреждениями в расчете на 1 кв. м. общей площади в 2013 году составила 0,02 Гкал., практически на уровне предыдущего года. Прогнозируется, что в последующие годы данная величина существенно не изменится.

Муниципальными бюджетными учреждениями в 2013 году было потреблено 6700 куб. м. холодной воды. Удельная величина потребления холодной воды  муниципальными бюджетными учреждениями в расчете на 1 человека населения составляет 0,33 куб.м., против 0,25 куб.м. в 2012 году, увеличение произошло в основном  за счет увеличения расхода воды МБОУ «Ромодановская СОШ № 2», в связи с переводом Ромодановской школы №1 в школу №2.  В последующие годы прогнозируется снижение потребления холодной воды  муниципальными бюджетными учреждениями в среднем ежегодно на 3%.

В 2013 году муниципальные бюджетные учреждения потребили 1064,4 тыс. куб.м. природного газа, против 1073,1 тыс. куб.м. в 2012 году.

Удельная величина потребления природного газа муниципальными бюджетными учреждениями в расчете на 1 человека населения составляла   в 2013 году 52,83 куб.м., в 2012 году – 52,84 куб.м. куб.м.

В 2014 году прогнозируется потребление природного газа муниципальными бюджетными учреждениями в расчете на 1 человека населения в количестве 51,25 куб.м., в 2015 году – 49,71 куб.м., в 2016 году – 48,22 куб.м.