Итоговый отчет Администрации Ромодановского муниципального района РМ о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2013 год. ← Информация

ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ

Администрации Ромодановского муниципального района РМ

о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2013 год.

  1. I. Анализ состояния и перспектив развития системы образования.
  1. 1. Вводная часть.

II. Показатели мониторинга системы образования Ромодановского муниципального района за 2013 год.

Раздел/подраздел/показатель Единица

измерения

I. Общее образование

1. Сведения о развитии дошкольного образования

1.1. Уровень доступности дошкольного образования и численность населения, получающего дошкольное образование:
1.1.1. Доступность дошкольного образования (отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получивших дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования). Процент 95,5
1.1.2. Охват детей дошкольными образовательными организациями (отношение численности детей, посещающих дошкольные образовательные организации, к численности детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет включительно, скорректированной на численность детей соответствующих возрастов, обучающихся в общеобразовательных организациях). Процент 40,4
1.1.3. Удельный вес численности воспитанников частных дошкольных образовательных организаций в общей численности воспитанников дошкольных образовательных организаций. Процент -
1.2. Содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам дошкольного образования
1.2.1. Удельный вес численности детей, обучающихся в группах кратковременного пребывания, в общей численности воспитанников дошкольных образовательных организаций. Процент -
1.3. Кадровое обеспечение дошкольных образовательных организаций и оценка уровня заработной платы педагогических работников
1.3.1. Численность воспитанников организаций дошкольного образования в расчете на 1 педагогического работника. Человек 10
1.3.2. Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций к среднемесячной заработной плате в сфере общего образования в субъекте Российской Федерации (по государственным и муниципальным образовательным организациям). Процент 101
1.4. Материально-техническое и информационное обеспечение дошкольных образовательных организаций
1.4.1. Площадь помещений, используемых непосредственно для нужд дошкольных образовательных организаций, в расчете на одного воспитанника. квадратный метр 7,4
1.4.2. Удельный вес числа организаций, имеющих водоснабжение, центральное отопление, канализацию, в общем числе дошкольных образовательных организаций:
водоснабжение; Процент 100
центральное отопление; Процент 100
канализацию. Процент 100
1.4.3. Удельный вес числа организаций, имеющих физкультурные залы, в общем числе дошкольных образовательных организаций. Процент 40
1.4.4. Удельный вес числа организаций, имеющих закрытые плавательные бассейны, в общем числе дошкольных образовательных организаций. Процент -
1.4.5. Число персональных компьютеров, доступных для использования детьми, в расчете на 100 воспитанников дошкольных образовательных организаций. Единица 0,45
1.5. Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
1.5.1. Удельный вес численности детей с ограниченными возможностями здоровья в общей численности воспитанников дошкольных образовательных организаций. Процент -
1.5.2. Удельный вес численности детей-инвалидов в общей численности воспитанников дошкольных образовательных организаций. Процент 0,19
1.6. Состояние здоровья лиц, обучающихся по программам дошкольного образования
1.6.1. Пропущено дней по болезни одним ребенком в дошкольной образовательной организации в год. День 15,2
1.7. Изменение сети дошкольных образовательных организаций (в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих образовательную деятельность)
1.7.1. Темп роста числа дошкольных образовательных организаций. Процент 100
1.8. Финансово-экономическая деятельность дошкольных образовательных организаций
1.8.1. Общий объем финансовых средств, поступивших в дошкольные образовательные организации, в расчете на одного воспитанника. тысяча рублей 51,297
1.8.2. Удельный вес финансовых средств от приносящей доход деятельности в общем объеме финансовых средств дошкольных образовательных организаций. Процент 8,17
1.9. Создание безопасных условий при организации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях
1.9.1. Удельный вес числа организаций, здания которых находятся в аварийном состоянии, в общем числе дошкольных образовательных организаций. Процент -
1.9.2. Удельный вес числа организаций, здания которых требуют капитального ремонта, в общем числе дошкольных образовательных организаций. Процент 40

2. Сведения о развитии начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования

2.1. Уровень доступности начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования и численность населения, получающего начальное общее, основное общее и среднее общее образование
2.1.1. Охват детей начальным общим, основным общим и средним общим образованием (отношение численности учащихся, осваивающих образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, к численности детей в возрасте 7-17 лет). Процент 99,95
2.1.2. Удельный вес численности учащихся общеобразовательных организаций, обучающихся в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в общей численности учащихся общеобразовательных организаций. Процент 30
2.1.3. Оценка родителями учащихся общеобразовательных организаций возможности выбора общеобразовательной организации (оценка удельного веса численности родителей учащихся, отдавших своих детей в конкретную школу по причине отсутствия других вариантов для выбора, в общей численности родителей учащихся общеобразовательных организаций).*(1) Процент
2.2. Содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования
2.2.1. Удельный вес численности лиц, занимающихся во вторую или третью смены, в общей численности учащихся общеобразовательных организаций. Процент 10
2.2.2. Удельный вес численности лиц, углубленно изучающих отдельные предметы, в общей численности учащихся общеобразовательных организаций. Процент -
2.3. Кадровое обеспечение общеобразовательных организаций, иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ, а также оценка уровня заработной платы педагогических работников
2.3.1. Численность учащихся в общеобразовательных организациях в расчете на 1 педагогического работника. Человек 7,26
2.3.2. Удельный вес численности учителей в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций. Процент 11,7
2.3.3. Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных организаций к среднемесячной заработной плате в субъекте Российской Федерации:
педагогических работников – всего; Процент 104
из них учителей. Процент 107
2.4. Материально-техническое и информационное обеспечение общеобразовательных организаций, а также иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ
2.4.1. Общая площадь всех помещений общеобразовательных организаций в расчете на одного учащегося. квадратный метр 12,5
2.4.2. Удельный вес числа организаций, имеющих водопровод, центральное отопление, канализацию, в общем числе общеобразовательных организаций:
водопровод; Процент 93,3
центральное отопление; Процент 93,3
канализацию. Процент 93,3
2.4.3. Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, в расчете на 100 учащихся общеобразовательных организаций:
всего; Единица 13,9
имеющих доступ к Интернету. Единица 5,5
2.4.4. Удельный вес числа общеобразовательных организаций, имеющих скорость подключения к сети Интернет от 1 Мбит/с и выше, в общем числе общеобразовательных организаций, подключенных к сети Интернет. Процент -
2.5. Условия получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
2.5.1. Удельный вес численности детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в классах, не являющихся специальными (коррекционными), общеобразовательных организаций, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных организациях. Процент 100
2.5.2. Удельный вес численности детей-инвалидов, обучающихся в классах, не являющихся специальными (коррекционными), общеобразовательных организаций, в общей численности детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательных организациях. Процент 100
2.6. Результаты аттестации лиц, обучающихся по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования
2.6.1. Отношение среднего балла единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) (в расчете на 1 предмет) в 10% общеобразовательных организаций с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в 10% общеобразовательных организаций с худшими результатами ЕГЭ. Раз 1,5
2.6.2. Среднее значение количества баллов по ЕГЭ, полученных выпускниками, освоившими образовательные программы среднего общего образования:
по математике; Балл
по русскому языку. Балл
2.6.3. Среднее значение количества баллов по государственной итоговой аттестации (далее – ГИА), полученных выпускниками, освоившими образовательные программы основного общего образования:
по математике; Балл
по русскому языку. Балл
2.6.4. Удельный вес численности выпускников, освоивших образовательные программы среднего общего образования, получивших количество баллов по ЕГЭ ниже минимального, в общей численности выпускников, освоивших образовательные программы среднего общего образования, сдававших ЕГЭ:
по математике; Процент
по русскому языку. Процент -
2.6.5. Удельный вес численности выпускников, освоивших образовательные программы основного общего образования, получивших количество баллов по ГИА ниже минимального, в общей численности выпускников, освоивших образовательные программы основного общего образования, сдававших ГИА: -
по математике; процент
по русскому языку. процент
2.7. Состояние здоровья лиц, обучающихся по основным общеобразовательным программам, здоровьесберегающие условия, условия организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в общеобразовательных организациях, а также в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ
2.7.1. Удельный вес лиц, обеспеченных горячим питанием, в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций. Процент 86
2.7.2. Удельный вес числа организаций, имеющих логопедический пункт или логопедический кабинет, в общем числе общеобразовательных организаций. Процент 6,7
2.7.3. Удельный вес числа организаций, имеющих физкультурные залы, в общем числе общеобразовательных организаций. Процент 93,3
2.7.4. Удельный вес числа организаций, имеющих плавательные бассейны, в общем числе общеобразовательных организаций. Процент -
2.8. Изменение сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих образовательную деятельность)
2.8.1. Темп роста числа общеобразовательных организаций. Процент 100
2.9. Финансово-экономическая деятельность общеобразовательных организаций, а также иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ
2.9.1. Общий объем финансовых средств, поступивших в общеобразовательные организации, в расчете на одного учащегося. тысяча рублей 61162,8
2.9.2. Удельный вес финансовых средств от приносящей доход деятельности в общем объеме финансовых средств общеобразовательных организаций. Процент
2.10. Создание безопасных условий при организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях
2.10.1. Удельный вес числа организаций, имеющих пожарные краны и рукава, в общем числе общеобразовательных организаций. Процент 20
2.10.2. Удельный вес числа организаций, имеющих дымовые извещатели, в общем числе общеобразовательных организаций. Процент 66,7
2.10.3. Удельный вес числа организаций, имеющих «тревожную кнопку», в общем числе общеобразовательных организаций. Процент 93,3
2.10.4. Удельный вес числа организаций, имеющих охрану, в общем числе общеобразовательных организаций. Процент 93,3
2.10.5. Удельный вес числа организаций, имеющих систему видеонаблюдения, в общем числе общеобразовательных организаций. Процент 20
2.10.6. Удельный вес числа организаций, здания которых находятся в аварийном состоянии, в общем числе общеобразовательных организаций. Процент -
2.10.7. Удельный вес числа организаций, здания которых требуют капитального ремонта, в общем числе общеобразовательных организаций. Процент 13,3

III. Дополнительное образование

5. Сведения о развитии дополнительного образования детей и взрослых

5.1. Численность населения, обучающегося по дополнительным общеобразовательным программам
5.1.1. Охват детей в возрасте 5-18 лет дополнительными общеобразовательными программами (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 5-18 лет). Процент 48,0
5.2. Содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным программам
5.2.1. Структура численности обучающихся в организациях дополнительного образования по видам образовательной деятельности (удельный вес численности детей, обучающихся в организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы различных видов, в общей численности детей, обучающихся в организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы). Процент 88,0
5.3. Кадровое обеспечение организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации дополнительных общеобразовательных программ
5.3.1. Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций дополнительного образования к среднемесячной заработной плате в субъекте Российской Федерации. Процент 103
5.4. Материально-техническое и информационное обеспечение организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации дополнительных общеобразовательных программ
5.4.1. Общая площадь всех помещений организаций дополнительного образования в расчете на одного обучающегося. квадратный метр 111,2
5.4.2. Удельный вес числа организаций, имеющих водопровод, центральное отопление, канализацию, в общем числе образовательных организаций дополнительного образования:
водопровод: Процент 100
центральное отопление; Процент 100
канализацию. Процент 100
5.4.3. Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, в расчете на 100 обучающихся организаций дополнительного образования:
всего; Единица 0,7
имеющих доступ к Интернету. Единица 0,2
5.5. Изменение сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих образовательную деятельность)
5.5.1. Темп роста числа образовательных организаций дополнительного образования. Процент 100
5.6. Финансово-экономическая деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных программ
5.6.1. Общий объем финансовых средств, поступивших в образовательные организации дополнительного образования, в расчете на одного обучающегося. тысяча рублей 7593,5
5.6.2. Удельный вес финансовых средств от приносящей доход деятельности в общем объеме финансовых средств образовательных организаций дополнительного образования. Процент 3,9
5.7. Структура организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих дополнительные общеобразовательные программы (в том числе характеристика их филиалов)
5.7.1. Удельный вес числа организаций, имеющих филиалы, в общем числе образовательных организаций дополнительного образования. Процент 33,3
5.8. Создание безопасных условий при организации образовательного процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации дополнительных общеобразовательных программ
5.8.1. Удельный вес числа организаций, имеющих пожарные краны и рукава, в общем числе образовательных организаций дополнительного образования. Процент 66,6
5.8.2. Удельный вес числа организаций, имеющих дымовые извещатели, в общем числе образовательных организаций дополнительного образования. Процент 100
5.8.3. Удельный вес числа организаций, здания которых находятся в аварийном состоянии, в общем числе образовательных организаций дополнительного образования. Процент -
5.8.4. Удельный вес числа организаций, здания которых требуют капитального ремонта, в общем числе образовательных организаций дополнительного образования. Процент -
5.9. Учебные и внеучебные достижения лиц, обучающихся по программам дополнительного образования детей
5.9.1. Результаты занятий детей в организациях дополнительного образования (оценка удельного веса родителей детей, обучающихся в образовательных организациях дополнительного образования, отметивших различные результаты обучения их детей, в общей численности родителей детей, обучающихся в образовательных организациях дополнительного образования):
приобретение актуальных знаний, умений, практических навыков обучающимися;*(1) процент
выявление и развитие таланта и способностей обучающихся;*(1) процент
профессиональная ориентация, освоение значимых для профессиональной деятельности навыков обучающимися;*(1) процент
улучшение знаний в рамках школьной программы обучающимися.*(1) процент

Ромодановский муниципальный район  образован 16 июля 1928 года, занимает площадь 777,3 кв. км.

Районным центром является  рабочий поселок Ромоданово,  расположенный  на железнодорожной станции Красный Узел Горьковской железной дороги и от столицы Республики Мордовия, города Саранска, находится на расстоянии 30 км.

В районе проживает 20067 человек.  Район многонациональный, от общей численности населения русские составляют  69 %, татары  19 %, мордва  11%,   или 2300  человек.

На предприятиях района трудятся 5,2 тысячи человек, в том числе:

в  промышленности – 1,2 тыс. человек, в сельскохозяйственном производстве – 1,1 тыс. человек, в ж.д. транспорте – 0,6 тыс.человек, в социальной сфере  -1,9 тыс. человек, в других отраслях  – 0,5 тыс. человек.

В состав района входят 17 сельских поселений,  объединяющих 49 населенных пунктов.

Основное направление Ромодановского муниципального района – сельскохозяйственное, с развитой перерабатывающей промышленностью.

По состоянию на 1 января 2014 года в органах государственной службы занятости насчитывалось официально  зарегистрированных в качестве безработных – 120 человек, из них 109 человек, получающих пособия.

Социальная инфраструктура района достаточно развита:

- Система здравоохранения представлена районной больницей на 100 койко-мест, поликлиникой на 250 посещений в смену, 17 фельдшерско-акушерскими пунктами и 1 врачебной амбулаторией.

МУЗ «Ромодановская ЦРБ» оказывает услуги по 30 специальностям на основании лицензии на медицинскую деятельность.

- В районе имеется 20 спортивных площадок, 8 футбольных полей, 20 спортивных залов, 5 хоккейных кортов.

-В 2009 году был введен в эксплуатацию многофункциональный спортивный зал  Ромодановской СОШ № 1.

- В 2010 году построен воздухоопорный физкультурно-спортивный комплекс с искусственным ледовым покрытием. Имеется также футбольное поле с искусственным покрытием, беговыми дорожками и ямой для прыжков в длину. Численность систематически занимающихся  физической культурой и спортом составила 6550 человек.

В Ромодановском районе функционирует  22 учреждения культуры:

1- районный Дом культуры, 1- поселковый КДЦ, 15 сельских КДЦ, 3 библиотеки,   детская школа искусств и историко- краеведческий музей. Имеется достаточный кадровый потенциал, опыт культурных связей.

В районе функционируют 15 общеобразовательных учреждений (13- средних школ , 2 –  основных), 5 дошкольных образовательных учреждений, 3 учреждения дополнительного образования.

В целях устойчивого развития системы образования, обеспечения нового качества образования, являющегося необходимым условием конкурентоспособности и качества жизни муниципального образования,                                                                Решением  Совета депутатов Ромодановского муниципального района Республики Мордовия    от 05.06.2012г. №40 утверждена «Муниципальная  целевая программа развития образования в Ромодановском муниципальном районе на 2012-2015 годы», включающая три подраздела: подпрограмму «Развитие системы  дошкольного образования в Ромодановском районе» на 2012-2015 годы; подпрограмму «Развитие общего образования в Ромодановском районе» на 2012-2015 годы; подпрограмму «Одаренные дети» на 2012-2015 годы.

Реализация мероприятий Программы обеспечивает достижение следующих социально-экономических эффектов:

обеспечение инновационного характера функционирования базового образования;

создание современных моделей образования, обновление сети образовательных учреждений;

создание и внедрение новых образовательных программ на всех уровнях образования и для различных категорий граждан;

взаимодействие и интеграция учреждений  дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждений и  детско-юношеских общественных объединений по реализации требований федерального государственного образовательного стандарта;

создание условий для развития школьной инфраструктуры, обеспечивающей обучение школьников в современных условиях;

внедрение и эффективное использование в системе образования новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения для различных категорий граждан;

создание ресурсов и программ для талантливой молодежи и одаренных детей;

внедрение электронного мониторинга в системе образования;

совершенствование специального образования и охрана прав детства;

расширение общественного участия в управлении образованием.

Цели и задачи развития системы образования Ромодановского муниципального района соответствуют основным направлениям и приоритетам образовательной политики как в Российской Федерации, так и в Республике Мордовия.

В последние годы благодаря всем этапам модернизации системы образования, начиная с реализации Национального проекта «Образование», участию района в различных проектах  в отрасль поступили значительные финансовые средства – более 341 млн. руб., благодаря чему была существенно улучшена материально-техническая база школ, что обеспечило достаточно высокое качество условий осуществления образовательного процесса. По данным федерального мониторинга «Наша новая школа», уровень оснащенности школ района лабораторным оборудованием составляет 65,3%, компьютерной техникой – 90%. 86% обучающихся получают горячее питание, из них 46,9% –  в столовых с современными условиями. В прошлом году был капитально отремонтирован Ромодановский детский сад комбинированного вида на сумму более 17 млн. руб. К новому учебному году построена новая Ромодановская средняя общеобразовательная школа №1 на 650 ученических мест. На ее   строительство с  2011 года было затрачено более  250  миллионов рублей.

Ежегодно увеличивающийся объем средств и материально- технических ресурсов,    вкладываемых в образование района, требует и от педагогов применения современных образовательных технологий, новых методов работы с подрастающим поколением, а в конечном итоге – повышения качества образования.

В связи с этим, одной из ключевых задач для руководителей стало создание системы формирования кадрового резерва, которая позволит привлечь наиболее талантливых, творчески мыслящих и высокопрофессиональных людей. А это невозможно без соответствующей подготовки кадров.

В системе образования  района в 2013 году работали  213 учителей.

199 человек (93,4%)  из них  с законченным высшим профессиональным образованием,  49 человек (23%) – имеют высшую  квалификационную  категорию.  4 педагога имеют звание «Заслуженный учитель РМ», четверо  носят звание «Заслуженный работник РМ».

В ежегодном  конкурсе на Премию Главы Республики Мордовия в 2013 году приняли участие 3 педагога района. И учитель географии Ромодановской СОШ №2 стала победителем в конкурсе лучших учителей Республики Мордовия. Учитель математики Ромодановской СОШ №1 стала лауреатом Всероссийского конкурса учителей математики, биологии и физики фонда Дмитрия Зимина в номинации «Наставник будущих ученых».

Качественно работающие педагоги за свой труд получают достойную заработную плату. В 2013 году выполнены все задачи по повышению заработной платы, обозначенные Указами Президента Российской Федерации. Размер средней заработной платы педагогических работников общего образования составил 18352 рубля, или 104% от средней заработной платы в Республике Мордовия, педагогических работников дошкольных образовательных организаций района – 15441 рубль (101%),  педагогических работников системы дополнительного образования детей – 13641 рубль (103%).

Меры поддержки педагогов приняты и на районном  уровне. Молодым педагогам ( их  в районе 4 чел.) осуществляются дополнительные выплаты от 3 до 3,5 тысяч рублей ежемесячно в зависимости от стажа работы. СЗП молодого специалиста, получающего доплату, составила в 2013 году   21650 руб.

Делается многое, чтобы повысить статус профессии педагога и привлечь в школы молодые кадры. Однако обновление педагогических кадров на сегодняшний день является одним из проблемных вопросов в нашей системе.

Число молодых педагогов (со стажем до 5 лет), в районе остается низким и составляет 5% (12 человек).

Одним из рычагов повышения и критериев оценки качества образования является аттестация педагогических и руководящих кадров. В  2013 году аттестовано 59 педагогических работников,  из них 21 человек  - на высшую квалификационную категорию, 31 человек – на первую, 7 человек – на соответствие занимаемой должности. Причем за последние 2 года прослеживается тенденция роста педагогов, повысивших категорию.  А это значит, что кадровый потенциал школ в настоящее время достаточно высок, и с ростом числа учителей с категориями должно соответственно расти и качество знаний учащихся, а с ним и уровень удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг.

2. Анализ состояния и перспектив развития системы образования.

Дошкольное образование

Равные стартовые условия полноценного физического и психического развития детей как основы успешного обучения в школе обеспечивает дошкольное образование.

В районе функционируют пять образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Из них один детский сад комбинированного вида. Темп роста  числа дошкольных образовательных организаций в 2013 году составил 100%.  100% учреждений дошкольного образования имеют водоснабжение, канализацию, мобильные котельные, 40% детских садов имеют физкультурные залы, 60% – актовые залы, которые используют также для занятий физкультурой. В 100% дошкольных образовательных  учреждений в соответствии с федеральными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы, разработаны и  реализуются общеобразовательные программы. Содержание, уровень и качество подготовки выпускников дошкольного учреждения соответствуют требованиям, определяемым  данной программой, и  обеспечивают преемственность программ дошкольного и начального общего образования.

С 01.01.2014 года введены федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. Разработан План мероприятий по обеспечению введения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования в Ромодановском районе на 2014-2015 годы (распоряжение комитета образования от 18.03.2014 № 109-р). В 100% дошкольных образовательных учреждений разработаны Планы мероприятий по введению федеральных государственных образовательных стандартов.

Все это способствовало повышению уровня удовлетворенности  родителей качеством дошкольного образования до  92% по результатам социологических исследований.

Одной из приоритетных задач для системы образования является обеспечение доступности дошкольного образования.

Доступность дошкольного образования в 2013 году составила 95,5%.

Перед нами стоит конкретная задача:  до 2016 года обеспечить 100% -ный охват детей в возрасте от 3 до 7 лет услугами дошкольного образования. С этой целью запланированы  и утверждены Республиканской программой развития дошкольного образования, районной подпрограммой развития дошкольного образования, а также Планом мероприятий («дорожной картой») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в  Ромодановском муниципальном районе»  мероприятия по строительству, капитальному ремонту и возврату в систему дошкольного образования зданий бывших детских садов и в результате этого введению новых  400 мест.

Однако  эти меры не снимают полностью проблему с охватом дошкольным образованием в целом по району. Планируется продолжить работу по развитию вариативных форм,  таких, как: группы присмотра и ухода, ГКП при школах, частные, семейные детские сады, группы подготовки детей к школе и т.д.

Одна из этих вариативных форм уже стала традиционной в районе: на протяжение ряда лет на базе школ  функционируют группы кратковременного пребывания, увеличивая с каждым годом число воспитанников. В прошлом учебном году функционировало 9 групп КП на базе 8 школ с охватом 119 человек. В новом учебном году  планируется открыть еще 5  групп  с охватом 61 человек на базе 5 школ, а также увеличить численность детей в ранее открытых группах на 21 ребенка.

В районе открыт и 3 год действует Детский центр «Семицветик», целью которого является предшкольная подготовка детей дошкольного возраста через развивающие занятия. Данное направление получит свое дальнейшее развитие, расширив наши возможности по устройству детей в  дошкольные учреждения.

Для каждого ребенка переход из детского сада в школу и из класса в класс должен пройти безболезненно. А для этого необходимо создавать соответствующие условия. И более пристальное внимание  уделить проблемам преемственности  дошкольного и общего образования.

Сведения о развитии начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования.

В Ромодановском муниципальном районе   15 общеобразовательных учреждений общей площадью 21210 кв. м. На одного учащегося в 2013 году  приходилось 12,5 кв. м. Всего на территории района было  зарегистрировано 2204 ребенка в возрасте  от 7 до 17 лет. Охват детей начальным, основным и средним общим образованием составил 99,95%.  Численность учащихся, приходящихся на 1  педагогического работника общеобразовательных учреждений района, составила 7,26 человек.

Одной из задач прошлых лет являлась подготовка масштабного перехода школ района на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. В 2013 году в организационном плане данная задача в целом выполнена. Укреплена  материально-техническая база начальной школы. Все учащиеся начальных классов  обеспечены федеральным комплектом учебников. Разработаны и реализованы планы по внедрению нового стандарта; обеспечено повышение квалификации более 70 педагогических и руководящих  работников; школами на основе примерной разработаны собственные образовательные программы.

С 1 сентября 2013 года приступили к учебе по новым стандартам 515 учащихся 1-3 классов – 30%  от общей численности учащихся общеобразовательных учреждений района.

Решается и проблема второй смены. В 2013 году показатель доли обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую (третью) смену, в общей численности обучающихся в муниципальных  общеобразовательных учреждениях, составил 10% по причине того, что на время строительства новой Ромодановской школы №1 учащиеся основного звена обучались во вторую смену в МБОУ «Ромодановская СОШ №2». Во вторую смену обучались также 63 ребенка МБОУ «Белозерьевская СОШ» в связи с нехваткой учебных кабинетов. Проектная мощность школы -  250 мест, фактически обучаются 375 человек. В 2012 году в министерство образования РМ подана заявка на строительство пристроя к Белозерьевской СОШ на 250 мест.

В связи с тем, что здание МБОУ «Ромодановская СОШ» в 2013 году находилось в стадии строительства, удельный вес числа организаций, имеющих водопровод, центральное отопление и канализацию, в общей численности общеобразовательных учреждений района составил 93,3%.

В условиях перехода к обязательному профильному обучению усиливается роль развития информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, сетевого взаимодействия образовательных учреждений, введение в практику работы таких понятий, как сетевой и дистанционный учитель. Новый закон об образовании четко определяет роль и место дистанционных форм обучения для обеспечения доступности качественного образования для всех категорий обучающихся.

В этом направлении в районе  есть положительные опытные наработки.

Все учреждения общего образования имеют  собственные сайты, выход в сеть Интернет, на что из республиканского бюджета ежегодно выделяются целевые средства. В школах района постоянно происходит обновление  школьного парка компьютерной техники. В 2013 году  число персональных компьютеров, используемых в учебных целях составило 237 единиц (в расчете на 100 учащихся – 13,9 единиц), из них 94 компьютера имели доступ к сети Интернет (на 100 учащихся число  таких компьютеров составляет 5,5).

Начиная с 2009 года, проводится последовательный комплекс мероприятий по развитию дистанционного образования детей-инвалидов. В проекте  участвуют 6 детей   и 4 педагога. Приобретено и установлено специальное оборудование за счет средств федерального бюджета.  Реализуются индивидуальные образовательные программы. Современное общество подошло к пониманию инклюзивного образования, как  интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в единое образовательное пространство. А это означает необходимость создания в общеобразовательных учреждениях специальных условий,  безбарьерной  среды.

В 2013 году  МБОУ «Ромодановская СОШ №1» приняла участие в федеральной целевой программе «Доступная среда». На средства федерального бюджета было приобретено новейшее оборудование на сумму более 2 млн. рублей. Это помогло создать в районе условия для  инклюзивного обучения и развития детей с различными отклонениями в здоровье и развитии.

По данным образовательных учреждений  более 90 % школьников имеют компьютеры дома. С каждым годом растет доля педагогов, использующих  в образовательном процессе информационно-коммуникационные технологии, для творчески работающих учителей становится нормой создание  собственных сайтов.

Эти факторы обуславливают возможность более активного развития в системе образования района такой формы обучения, как  дистанционное.     В 2013 году в 4 школах района предпрофильная подготовка или элективные курсы в рамках профильного обучения  преподаются  дистанционно.

В школах действует  система «Электронный журнал» и «Электронный дневник». Это дает возможность для более полноценного сетевого взаимодействия всех звеньев образовательной цепи: школы, учащихся и родителей.

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, их физическое развитие, здоровое питание являются приоритетными направлениями государственной политики и рассматриваются в качестве необходимой гарантии успеха всех социальных и экономических реформ, проводимых в нашей стране.

В  2013 году горячим питанием  было охвачено 1466 (86,1%), за бюджетные деньги (малообеспеченные) – 698 человек (47,6%),  за средства родителей – 768 (52,4%).

Безусловно, главным  в формировании здорового образа жизни  является спорт. В нашем районе в распоряжении учащихся Ледовый дворец, ФОК, стадион  и  мини-футбольное поле с искусственным покрытием, 5  хоккейных кортов, спортивные площадки при школах. 14 общеобразовательных школ района имеют физкультурные залы (93,3%), 1 основная школа имеет гимнастический зал.

Ежегодно с обучающимися проводится свыше  80  спортивных массовых мероприятий по различным видам спорта, культивируются новые виды, такие, как шорт-трек, вольная борьба, гимнастика, хоккей. Наши  учащиеся – активные участники не только районных, но и республиканских и всероссийских мероприятий.

Во всех школах района уже стало нормой заниматься физической культурой 3 часа в неделю, таким образом, район реализует одно из основных направлений проекта «Наша новая школа».

В 2010 году  четырем школам района требовался капитальный ремонт. Доля таких школ в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений составляла 23,5%. В 2013 году количество школ уменьшилось до двух. Показатель составил 13,3% в результате того, что в 2011 году началось строительство новой школы в п.Ромоданово и на средства, выделенные по проекту модернизации, в 2012г.  был капитально отремонтирован фундамент в МБОУ «Алтарская СОШ».

В результате проведенных в районе мероприятий по приведению образовательных учреждений в соответствие современным требованиям доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений в 2013 году составила 77,78%.

Дополнительное образование.

В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года подчеркивается важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. В Ромодановском муниципальном районе   функционируют 3 учреждения дополнительного образования: Ромодановский районный Дом детского творчества , Ромодановская детско-юношеская спортивная школа, районная школа искусств.. В 2013 году охват детей в возрасте 5-18 лет дополнительным образованием составил 1388 человек, т.е. 48% от общей численности детей в возрасте 5-18 лет. Учащиеся учреждений дополнительного образования района получают возможность реализовать свои способности в объединениях различного направления. Так, в спортивных объединениях Ромодановской ДЮСШ  в 2013 году занимались 481 человека, в Доме детского творчества – 739 человека,  работали следующие объединения: технического творчества с охватом 28 человека, спортивно-техническое с охватом 12 человек, эколого-биологическое с охватом 29 человека, туристско-краеведческое  с охватом 104 человек, спортивное с охватом 549 человек, художественно-эстетическое 455 человек и культурологическое с охватом 43 человек. Наиболее массовыми и востребованными в системе дополнительного образования детей, по-прежнему, остаются физкультурно-оздоровительное,  художественно-эстетическое  и  декоративно-прикладное  направления.

В то же время низкой остается доля школьников, занятых техническим творчеством, – всего 3,3%. Вместе с тем, занятия в объединениях технической направленности  призваны создать благоприятные возможности для приобретения детьми социального опыта, профессиональной ориентации, формирования проектной и предпринимательской культуры.  За последние годы количество победителей и призеров среди воспитанников учреждений дополнительного образования в мероприятиях различного уровня значительно увеличилось. В 2013-2014 учебном году 1 воспитанник стал призером на международном уровне (Первенство Европы по гр-рим. Борьбе в Болгарии – 3 место), 5 – победителями и призерами всероссийских, 16 – межрегиональных мероприятий и соревнований, 220 -  республиканских мероприятий и соревнований.

До 2015 года наблюдается тенденция увеличения охвата детей и подростков дополнительным образованием за счет увеличения спортивных групп, а также численности  детей в  спортивных и кружковых объединениях.

3. Заключение.

В плане развития системы образования Ромодановского муниципального района  с целью улучшения качества и доступности образовательных услуг  всех категорий граждан необходимо:

1. Создание условий для реализации программ дошкольного образования в условиях перехода на ФГОС, работа по уменьшению очерёдности для определения в муниципальные дошкольные учреждения за счёт открытия новых мест в ДОУ и строительства новых детских садов.

2. Проведение работы по созданию условий для улучшения медицинского  обслуживания воспитанников дошкольных учреждений за счёт оснащения медицинских кабинетов оборудованием и инструментарием в соответствии с санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами.

3. Постоянное совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников  системы образования района с использованием всех форм повышения квалификации.

4.  Развитие школьной инфраструктуры, обеспечивающей современные условия получения качественного образования в соответствии с современными требованиями к условиям осуществления образовательного процесса.

5. Укрепление учебно – материальной базы учреждений образования района.

6.Активное использование современных  информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе.

7. Совершенствование системы оценки качества знаний и проведение систематической работы по углубленной подготовке выпускников школ к государственной аттестации  в форме ЕГЭ.

8. Реализация комплекса мероприятий  по укреплению здоровья детей.

9. Развитие программ взаимодействия учреждений дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждений  по реализации воспитательных  и образовательных проектов в современных условиях.

Система образования становится все более открытой. Закон об образовании, Федеральные государственные образовательные стандарты по различным уровням образования  – это самые важные документы, от реализации которых зависит, каким будет  образование, его качество и статус. В целом потенциал современной образовательной системы района позволяет обеспечить детям качественные условия для получения образования и возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном, конкурентном мире.

И.о. Главы администрации

Ромодановского муниципального района                                     А.А.Гурьянов