Информация по вопросам тарифного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия ← ЖКХ

Информация

по вопросам тарифного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия

Министерство энергетики и тарифной политики Республики Мордовия информирует жителей республики по вопросу изменения  тарифов на коммунальные услуги с 1 июля 2017 года.

При установлении тарифов Министерство энергетики и тарифной политики Республики Мордовия  руководствовалось –  сценарными условиями и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, разработанным Минэкономразвития России и одобренным на заседании Правительства Российской Федерации в октябре 2016 г.

Индексация  тарифов на услуги организаций коммунального комплекса в 2017 году будут осуществлены, как и в 2016 году, с 1 июля.

Для населения до 1 июля 2017 года действуют тарифы  на коммунальные услуги,  которые применялись во втором полугодии 2016 года, то-есть с 1 января 2017 года тарифы на коммунальные услуги для населения не повышались.

Действующим федеральным законодательством с 2014 года введен механизм ограничения повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

Распоряжениями Правительства Российской Федерации ежегодно утверждаются индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов.

На второе полугодие 2017 года Правительством Российской Федерации для Республики Мордовия рост коммунального платежа, в сопоставимых условиях, установлен в размере 6,7 процентов.

Однако, Главой Республики Мордовия В.Д. Волковым было принято решение об ограничении в 2017 году максимального роста коммунального платежа для населения республики в размере не превышающем 5,2 процента.

Для сравнения – на 2015 год индекс был равен – 11,7% , на 2016 год – 7,2 процентов.

Министерство энергетики и тарифной политики Республики Мордовия информирует жителей республики о том, что в сети Интернет на официальном сайте органов государственной  власти Республики Мордовия на странице министерства размещен информационный инструмент, позволяющий гражданам обеспечить онлайн-проверку соответствия роста размера платы за коммунальные услуги установленным ограничениям.

Полная информация об утвержденных тарифах на коммунальные услуги на 2017 год  в разрезе ресурсоснабжающих организаций  и муниципальных образований размещена на официальном сайте министерства в разделе «Информация для потребителей».

Что ожидает население республики в 2017 году по ценам и тарифам на конкретные виды коммунальных  услуг?

Тарифы на электрическую энергию для населения

Тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению на 2017 год приняты в рамках предельных уровней тарифов, утвержденных приказом ФАС России от 14 ноября 2016 г. № 1599а/16 «О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию (мощность) на 2017 год».

В соответствии с данным приказом ФАС России с 1 июля 2017 года для республики предельные уровни тарифов на электрическую энергию, реализуемую населению установлены в размере – минимальный 3 руб. 38 коп./кВтч, максимальный – 3 руб. 41 коп./кВтч.

Приказом Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 26 декабря 2016 года № 149 «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Республике Мордовия на 2017 год» с 1 июля 2017 г. установлен тариф – 3 руб. 38 коп./кВтч (+ 13 коп. на кВтч. от утвержденного  с 1 июля  2016 года – 3 руб. 25 коп./кВтч, рост составит – 4,00%).

Для сравнения – с 1 июля 2016 года – рост был – 4,16%, с 1 июля 2015 г. – 7,2 процентов.

Для населения, проживающего в сельской местности и городского населения с электроплитами с 1 июля 2017 года применен понижающий коэффициент – 0,725. Рост тарифа составил – 5,15 % или +12 коп. на кВтч, и сложился в размере  – 2 руб.45 коп./кВтч.

Для сравнения – с 1 июля 2016 г. – рост был – 6,88%, с 1 июля 2015 г. – 6,86 процентов.

Причина разного   роста тарифов  для городского и сельского населения обусловлена необходимостью ликвидации так называемого перекрестного субсидирования. С 90-х годов ХХ века для населения страны устанавливаются тарифы ниже экономически обоснованных, а разница перекладывается на прочих потребителей электрической энергии (промышленные и сельскохозяйственные предприятия, бюджетные организации, предпринимательство и т.д.).

Розничные цены на природный газ для населения

Цены на природный газ, реализуемый населению, которые должны быть введены с 1 июля 2017 г. Правительством Республики Мордовия пока не утверждены.

В соответствии с действующим законодательством в сфере регулирования тарифов и цен, розничные цены на природный газ в субъектах Российской Федерации будут установлены после того, как федеральный орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) – Федеральная антимонопольная служба, – примет приказы об установлении оптовых цен на природный газ по субъектам Российской Федерации и тарифы для газораспределительных и снабженческо- сбытовых организаций.

По предварительно проведенным министерством расчетам с 1 июля 2017 г. розничные цены на природный газ, реализуемый населению республики, в среднем вырастут на 4,38 процента.

Тарифы на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение для населения

В результате политики сдерживания роста тарифов организаций коммунального сектора, проводимой министерством, средние тарифы по республике для населения с 1 июля 2017 года составят:

- в сфере оказания услуг теплоснабжения – 1749,75 руб./Гкал и увеличится на 68,31 руб./Гкал или на 4,06 %.

Для сравнения, рост среднего тарифа на тепловую энергию, реализуемую населению с 1 июля 2016 г. по республике составил - 6,09 %, с 1 июля 2015 г. – 8,89процента.

- по услуге питьевое водоснабжение – 24,59 руб. за куб. метр и увеличится на 0,86 руб. за куб. метр или на 3,6 %,

- по услуге водоотведение средний тариф сложился в размере 14,47 руб. за куб. метр и увеличится на 0,57 руб. за куб. метр или на 4,1 процента.

Для сравнения, рост средних тарифов по водоснабжению и водоотведению с 1 июля 2016 г. по республике составил – 6,5 %, с 1 июля 2015 г. – 12,4 % процентов.

Самый высокий тариф на тепловую энергию, предназначенную для  отопления и горячего водоснабжения, с 1 июля  2017 года установлен для ООО «Ресурсосбережение», оказывающего услуги  населению в Атяшевском сельском поселении (2708,96 руб./Гкал.). Установленный в таком размере тариф связан с проведенной модернизацией котельных и необходимостью обеспечения требуемого качества услуги, а так же возврата инвестору вложенных в модернизацию средств.

Один из самых низких тарифов на тепловую энергию установлен для филиала «Мордовский» ПАО «Т Плюс» в городском округе Саранск. С 1 июля 2017 года он составит 1637,21 руб./Гкал. Рост – 3,83 процента.

Разница в тарифах  на услуги теплоснабжения в  г. Саранске и других поселениях, имеющих централизованное теплоснабжение, в первую очередь обусловлена особенностями технологического процесса производства коммунального ресурса в филиале «Мордовский» ПАО «Т Плюс».

Тепловая энергия, производимая филиалом «Мордовский» ПАО «Т Плюс», производится в режиме некомбинированной и комбинированной выработки, т.е. когда одновременно вырабатывается электрическая и тепловая энергия. Себестоимость тепловой энергии, вырабатываемой в режиме комбинированной выработки, значительно ниже, чем при некомбинированной выработке.

Доля тепловой энергии, производимой филиалом «Мордовский» ПАО  «Т Плюс» в режиме комбинированной выработки от общего количества произведенной тепловой энергии составляет 78% и только 22% вырабатывается в некомбинированном режиме, где себестоимость тепловой энергии выше.

Все это значительно снижает себестоимость тепловой энергии, поставляемой конечным потребителям.

В сфере холодного водоснабжения наибольший тариф в размере 35,93 руб./м3 установлен для АО «ГУ ЖКХ» филиал Пензенский с. Пайгарма Рузаевского муниципального района. Величина тарифа обусловлена в первую очередь снижением объемов реализации воды.

Самый низкий тариф на водоснабжение в размере 17,44 руб./м3 установлен для потребителей ГБУЗ РМ «Мордовская республиканская клиническая психиатрическая больница» в п. Звездный Лямбирского муниципального района.

Тариф на горячее водоснабжение формируется  исходя из объема тепловой энергии, необходимого для подогрева воды и тарифов на тепловую энергию и холодное водоснабжение.  С учетом этих показателей наибольший тариф на горячее водоснабжение по республике установлен для ООО «Энергия» в п. Торбеево и составит с 1 июля 2017 года 161,63 руб./ м3. А наименьший тариф на горячее водоснабжение установлен для ООО «УК ЖКУ» в городском округе Саранск в размере 112,54 руб./м3.

По водоотведению самый высокий тариф установлен для МУП «Старошайговское ЖКХ» 51,62 руб./м3. Уровень тарифа связан с низким использованием установленных мощностей – 12,5 процентов.

Для МУП «Жилищник» в с. Б. Игнатово Большеигнатовского муниципального района установлен самый низкий тариф на водоотведение – 2,93 руб./м3. Данный уровень тарифа связан с тем, что стоки самотеком проходят через коллектор, отсутствуют затраты по перекачке и очистке стоков.

Почему растут цены (тарифы) на коммунальные услуги?

На рост тарифов на электрическую энергию, газ, тепловую энергию, горячее и холодное водоснабжение и водоотведение оказывают влияние следующие факторы.

Значительную долю в расходах на оказание коммунальных услуг занимают затраты на топливо. К примеру, в затратах при установлении тарифов на тепловую энергию его доля достигает до 50 процентов, а в комбинированной выработке (при одновременном производстве электрической и тепловой энергии)  – 70-80 процентов. Основным видом топлива, используемом в Республике Мордовия при производстве тепловой энергии является газ.

Цена на газ складывается из трех составляющих (оптовая цена на газ, стоимость услуги на транспортировку газа и снабженческо-сбытовые услуги), устанавливаемых ежегодно приказами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов – Федеральной антимонопольной службой.

Цена на газ ежегодно увеличивается и, как  следствие, растут затраты теплоснабжающих организаций и, соответственно, тарифы. Среднегодовой рост оптовой цены на газ, занимаемой в конечной цене для потребителей 70-80 процентов, в среднем по Российской Федерации  по прогнозу на 2017 год будет – 3,9% к уровню 2016 года.

Но надо иметь в виду, что цена на природный газ растет, в том числе и за счет реализации ОАО «Газпром» в Республике Мордовия ряда мероприятий «Программы развития газоснабжения и газификации субъектов Российской Федерации».

При этом следует отметить, что рост тарифов был бы значительно выше, если бы руководство республики не проводило на протяжении длительного периода кропотливую работу с руководством ОАО «Газпром» по газификации населенных пунктов республики. Городские поселения республики газифицированы давно. В сельских населенных пунктах республики газификацией охвачено – 98,8% населения, проживающего в них. Стоимость газа значительно ниже, чем стоимость, к примеру, мазута, который используется в качестве топлива при производстве тепловой энергии во многих регионах Российской Федерации. В республике единичные котельные работают на мазуте.

Электроэнергия также увеличивает стоимость коммунальных услуг. Для всех потребителей, кроме населения, электроэнергия реализуется по нерегулируемым ценам, складывающимся на оптовом рынке электроэнергии.         Данный порядок ценообразования в большей степени влияет на рост тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, где доля в затратах ресурсоснабжающих организаций, оказывающих услуги водоснабжения, в зависимости от схемы подъёма и поставки воды, достигает 40-50 процентов.

Кроме того, поддержание эксплуатируемых длительное время инженерных систем коммунального хозяйства в надлежащем состоянии (замена, ремонт оборудования, ликвидация аварийных ситуаций)  тоже требует финансовых затрат, что также оказывает влияние на величину  тарифов на коммунальные услуги.

Почему тарифы на коммунальные услуги (тепловая энергия, водоснабжение, водоотведение) по регионам и в разных населенных пунктах республики разные?

В соответствии с законодательством цены (тарифы) на коммунальные услуги устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, а не в целом по субъекту.

Так как поставку коммунальных ресурсов осуществляют разные организации, тарифы могут и, если оценивать данный вопрос объективно, должны различаться.

Разница в тарифах зависит от:

- объемов реализации коммунальных услуг (обратно-пропорциональная зависимость, чем больше объем реализации услуг по конкретной организации, тем меньше размер тарифа за счет распределения условно-постоянных расходов организации между большим количеством потребителей);

- уровня энергоемкости установленного оборудования и режимов его работы;

- степени изношенности сетей и оборудования, что влияет на расходы, необходимые для поддержания систем снабжения услугами в рабочем состоянии.

Конечная стоимость тепловой энергии зависит также от загрузки котельных и  режима выработки ресурса – это может быть комбинированный режим, когда одновременно производится электрическая и тепловая энергия, и некомбинированный, при котором осуществляется только выработка тепла. Себестоимость тепловой энергии, производимой котельными в некомбинированном режиме, значительно превышает себестоимость тепловой энергии, вырабатываемой в комбинированном режиме.

Своё влияние на стоимость ресурса оказывают так же расходы на холодную воду, уровень удельных норм расхода энергоносителей, различные величины тепловых нагрузок и потерь тепла, различия в принятых схемах теплоснабжения, плотность застройки жилья и т.д.

В водоснабжении разница в тарифах также зависит от территориального расположения, характера местности (горная, холмистая, равнинная) в связи, с чем меняется протяженность сетей, разбросанность объектов, появляется необходимость дополнительного подъема воды в холмистой местности.

Все эти факторы должны учитываться и учитываются Министерством энергетики и тарифной политики Республики Мордовия при установлении экономически обоснованных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса.